Остроухов Илья Семенович [1858—1929]

  • Страница №3

Илья Остроухов. Из серии «Массовая библиотека по искусству». 1981. Автор: Кудрявцева Софья Владимировна

Уже то, что Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова.... прожил в Петербурге две зимы (1882/83, 1883/84), свидетельствовало о признании Чистяков Чистяков Павел Петрович Чистяков Павел Петрович [1832—1919] Русский живописец, педагог, академик живописи (1870). Окончил приходскую школу в Красном Холме, Бежецкое уездное училище (1848), Петерб. АХ (1861), где с 1872 преподавал, с 1892 профессор. Среди его учеников — , ,...ым его таланта. Учиться у прославленного педагога могли только трудолюбивые и одаренные. Он сразу же распознавал ленивых и малоспособных, и они через три-четыре занятия исчезали.

«Чистяков Чистяков Павел Петрович Чистяков Павел Петрович [1832—1919] Русский живописец, педагог, академик живописи (1870). Окончил приходскую школу в Красном Холме, Бежецкое уездное училище (1848), Петерб. АХ (1861), где с 1872 преподавал, с 1892 профессор. Среди его учеников — , ,... так доволен моими рисунками и этюдами,— писал Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова.... А. И. Мамонтову,— что с будущей недели сажает за краски с живой натуры»9.

Советы Чистяков Чистяков Павел Петрович Чистяков Павел Петрович [1832—1919] Русский живописец, педагог, академик живописи (1870). Окончил приходскую школу в Красном Холме, Бежецкое уездное училище (1848), Петерб. АХ (1861), где с 1872 преподавал, с 1892 профессор. Среди его учеников — , ,...а завершили художественное образование Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова....а. Однако следует упомянуть еще об одном художнике, которого Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова.... любил и почитал всю жизнь. Это Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в.... Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова.... говорил, что как художник он многим обязан Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в...у, хотя прямым учителем его Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в... не был, «но, по существу, он был и очень большим воспитателем, создавшим мою художественную физиономию [...] Василий Дмитриевич меня не учил и не пытался учить, представляя самому учиться у натуры и вдохновляясь ею [...]» 10

Для молодых художников творчество Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в...а конца 1870-х годов было подлинным откровением. Серия этюдов, написанная Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в...ым во время пребывания его на Востоке и показанная на передвижной выставке 1885 года, поразила их необычайной для русской живописи свежестью, непосредственностью восприятия природы, богатством колористической гаммы. Передача света, воздуха, чистый цвет, перерастание этюда в самостоятельное произведение — все это было созвучно творческим поискам нового поколения пейзажистов, идущих вслед за Саврасов Саврасов Алексей Кондратьевич Саврасов Алексей Кондратьевич [1830—1897] Выдающийся русский живописец, пейзажист, основоположник лирического пейзажа. Замечательный педагог, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан....ым, Шишкин Шишкин Иван Иванович Шишкин Иван Иванович [1832—1898] Великий русский художник. Родился 13 января 1831 года. Мастер пейзажной живописи и рисунка. Гравер. Академик. Учредитель  Товарищества передвижных художественных выставок. Руководил в Академии художеств пейзажной мастерской. Оказал огромное влияние...ым, Васильев Васильев Федор Александрович Васильев Федор Александрович [1850—1873] Русский живописец-пейзажист. Посещал Рисовальную школу Общества поощрения художников (1863-1867). Учился в Академии художеств, но уже весной признаки туберкулеза вынудили его выехать из Петербурга — сначала в Харьковскую губернию, затем в Крым. Современники...ым. У Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в...а в его палестинских этюдах был великий предшественник — А. А. Иванов. Этюды Иванова, создававшиеся для пейзажного фона к «Явлению Христа народу», сейчас смотрятся законченным живописным циклом. Замечательны они не только силой и свежестью цвета, пластикой формы, материальностью, пленэрными цветными тенями, но и огромной одухотворенностью, особым, свойственным этому мастеру философским осмыслением природы. В свое время эти высокие образцы пейзажа европейского значения, предвосхитившие во многом достижения импрессионистов, были отодвинуты главным произведением Иванова на второй план, но Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в... и его современники ставили пейзажи Иванова едва ли не выше всех достижений пейзажистов Франции. Поэтому Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в... в этюдах шел белее от непосредственного наблюдения природы и наследия Иванова, чем от импрессионистов, которые уже десятью годами ранее стали последовательно решать подобные задачи.

Таким образом, Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в... не был новатором-первооткрывателем, если рассматривать его творчество в рамках развития всего европейского пейзажа, но для Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ...а, Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок....а, Коровина, Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова....а значение Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в...ских этюдов трудно переоценить. Именно под его влиянием молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре.

Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова...., живя летом в Абрамцеве, писал с натуры так упорно и много, что это стало даже предметом шуток у Мамонтовых и их друзей.

«Семеныч (так полушутливо-полууважительно называли его друзья) и Елена Дмитриевна (художница, сестра

В. Д. Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в...а) пребывают там (в Абрамцеве.— С. К.) и пекут этюды как блины. Один блин у Семеныча вышел недурно»,— писал С. И. Мамонтов в письме Васнецов Васнецов Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович [1848—1926] Выдающийся русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1867-68) у и в АХ (1868-75). Действительный член Академии художеств (1893). С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию...у .

Советы прославленных художников, атмосфера Абрамцевского кружка, талант и трудолюбие сделали свое «ело — Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова.... стал профессиональным пейзажистом, не подражающим своим знаменитым товарищам, а ищущим свой путь в искусстве. В 1887 году он дебютировал на XIV передвижной выставке пейзажем «Последний снегОстроухов И. С. Последний снегПоследний снег. 1891Холст, масло, 17,5 x 23Одесский художественный музей», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. Молодой живописец был замечен критиками. Именно об этой первой самостоятельной работе вспоминал Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,... в 1923 году в письме Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова....у: «Ведь Вы же, слава богу, более 30 л[ет] назад были верховодом в пейзаже. Разве можно забыть оставшуюся посерелую залежь весною [...] первая же картинка, написанная им, зскружила головы всем молодым да и старым художникам передвижной выставки [...]» 12

Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника? Прежде всего, темой, новым, свежим подходом к изображению русской природы, тонкостью цветовой гаммы. В нем уже чувствуется отличие к трактовке пейзажа мастером именно 1880-х годов в сравнении с работами 1860—1870-х. Саврасов Саврасов Алексей Кондратьевич Саврасов Алексей Кондратьевич [1830—1897] Выдающийся русский живописец, пейзажист, основоположник лирического пейзажа. Замечательный педагог, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан....,. Васильев Васильев Федор Александрович Васильев Федор Александрович [1850—1873] Русский живописец-пейзажист. Посещал Рисовальную школу Общества поощрения художников (1863-1867). Учился в Академии художеств, но уже весной признаки туберкулеза вынудили его выехать из Петербурга — сначала в Харьковскую губернию, затем в Крым. Современники..., Поленов Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в... мыслили пейзаж как жанровую картину, связанную с русским народом, с утверждением истинно русского, национального начала в природе. Их пейзажи, как правило, изобилуют деталями, так или иначе связанными с человеком, тщательно прорисованными, в них присутствие человека всегда ощущается, даже если нет его изображения.

«Последний снегОстроухов И. С. Последний снегПоследний снег. 1891Холст, масло, 17,5 x 23Одесский художественный музей» прост по построению, не загроможден деталями. Кусок еще темного леса на заднем плане, два тонких светлых силуэта берез, подчеркивающих плотную массу леса и остатки подтаявшего снега на переднем плане,— вот из чего строит композицию художник. В картине нет рассказа. Это непосредственный показ переходного состояния природы, когда сам воздух кажется окрашенным в оттенки Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок....атого, голубоватого, коричневатого тонов и когда все тона неба, деревьев, земли, снега кажутся сближенными, тонко и сложно переходящими друг в друга. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. Свет выявляет и подчеркивает структуру формы: густую массу леса, рыхлость последних снежных островков, изящество легких силуэтов берез. Автор писал картину, исходя из ощущений непосредственно взятого, прочувствованного куска природы,— отсюда и особая эмоциональная сила, свежесть, гармония этого произведения, которое сам Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова.... признавал своей первой творческой удачей.

Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х годов. Как отметил критик С. Глаголь, «Коровин [...] первым [...] подметил и написал тот весенний мотив, с остатками снега на задворках, который так долго царил затем в русском пейзаже»13. К этой же теме неоднократно обращались и Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ..., и Серов Серов Валентин Александрович Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок...., и Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова..... Однако Коровин, несомненно, влиял на своих товарищей, хотя его влияние нисколько не умалило их собственных творческих поисков и достижений. Необычайно развитое природное чувство цвета К. Коровина, его особая впечатлительность, ярко выраженное чувство натуры не могли не воздействовать на его сверстников. Коровин как бы открывал им глаза, помогал по-новому видеть природу во всей ее правдивой красоте и естественности.

Коровин, а вслед за ним и Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ... в пейзаже «Ранней веснойОстроухов И. С. Ранней веснойРанней весной. 1887Холст, масло, 35,5 x 45Государственная Третьяковская галерея» поглощены передачей влажного весеннего воздуха, окутавшего землю, лес, бревенчатые сараи, сугробы и передающего внутреннее движение природы. Движение выявляется у них сопоставлением теплых и холодных тонов, тончайшими нюансами цвета. Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова.... в «Последнем снегеОстроухов И. С. Последний снегПоследний снег. 1887Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова» решал ту же задачу, но у Коровина и Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ...а еще чувствовался обстановочный Саврасов Саврасов Алексей Кондратьевич Саврасов Алексей Кондратьевич [1830—1897] Выдающийся русский живописец, пейзажист, основоположник лирического пейзажа. Замечательный педагог, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан....ский подход к изображению чисто русского уголка природы с его деревянными покосившимися сараями, а Остроухов Остроухов Илья Семенович Остроухов Илья Семенович [1858—1929] Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова.... делал упор на передачу определенного состояния мотива в целом.

Новое понимание задач пейзажной живописи объединяло молодых художников, делало их достижения более плодотворными.