Крамской и его учение. 1945. Автор: Н. Машковцев. Издательство «Искусство»
Эта композиция существует только в рисунке. В дальнейшем
упростил и чрезвычайно углубил тему. Он отказался в её трактовке от всякого сатирического момента и всякой иллюстративности; сосредоточил всю силу выражения на двух фигурах, достигнув тем самим той простоты, какой обладал в своей поздней живописи Федотов («Вдовушка», «Анкор, еще анкор!»). Осталась тема «Возвращений», но она начисто освобождена от побочной темы «продажи», с купцом, дворецким и спутницами старого барина. Да и он сам не расслабленный, а крепкий и здоровый человек. Художник ничем не раскрывает его намерений относительно дома, и суть теперь не в них.Хозяин переступил порог дома и остановился, охваченный воспоминаниями. Он в дорожной одежде, осенней, а может быть, и зимней. Сторож открывает дверь в следующую комнату, с трудом поворачивая ключ в заржавевшем замке. Его сгорбленная фигура кажется неотъемлемой принадлежностью старого дома. Ставни только что открыли, и солнечный свет ворвался в комнату, золотистый и туманный от пыли. Старинная мебель сдвинута в сторону. Портреты и картины на стенах висят бестолково, повешенные без смысла, кое-как, лишь бы не валялись. И хозяин остановился, зачарованный образами прошлого. Все сохранила его память. Все ожило в его душе вместе с солнечным светом, словно и в его душе открылись ставни, за которыми тихо живет невозвратимое прошлое.
В поисках подходящего усадебного дома летом 1873 года ПервыйПортрет писателя Льва Николаевича Толстого. 1873Холст, масло., 98 x 79Государственная Третьяковская галерея — более совершенный и законченный — был предназначен художником для Третьякова, второй остался в Ясной Поляне. Это было первое живописное изображение великого писателя. После Крамского Толстого писал , многократно писал и рисовал , потом и, наконец, . В этом ряду портрет Крамского остается одним из самых лучших, если не лучшим вообще. Он выделялся и среди портретных работ Крамского особенной силой своего выражения. Сам Крамской, видимо, высоко его ставил и затаенно радовался своей удаче. Зоркость и внимание, ясный и энергичный ум, сила и цельность характера — вот каким предстает Толстой в портрете Крамского. Работа гениальной мысли, проникающей в усть. «проглатываемых» (выражение Толстого) впечатлений внешнего мира, — вот аспект, портрета Толстого. Это человек воли и полной внутренней ясности. Рефлексы, раздирающие надвое человека, парализующие его волю, чужды этой натуре. Это свойство Толстого так поразило Крамского. что через десять лет, в своем письме к нему, Крамской говорит, что монолитная цельность личности Толстого более всего его поразила. Несомненно, что в течение всей работы между моделью и художником шли живые разговоры на самые важные темы искусства и жизни, и Толстой был непрестанно в том умственно-деятельном состоянии, в котором изобразил его художник.
отправился, вместе со своей семьей и в обществе и , сначала в Воронежскую губернию, а затем поселился в имении некоего Ваныкина, в Тульской губернии, близ станции Козлова Засека. Скоро он узнал, что близко находится именье Л.Н. Толстого Ясная Поляна и сейчас же решил, пользуясь этим соседством, написать портрет Толстого. После продолжительных переговоров Крамской уговорил Толстого позировать. В поразительно короткий срок, меньше месяца, причем с перерывом в несколько дней, Крамской сумел написать два портрета.Вероятно, в связи с этим знакомством у Толстого явилась мысль ввести в «Анну Каренину» художника Михайлова, подлинная творческая натура которого одним соседством своим разоблачает фальшь и пустоту художественных занятий Вронского. Образ Михайлова очень близок своими главными чертами к
. Очевидно. Крамской в свою очередь послужил натурой Толстому. В «Анне Карениной» писатель сжато коснулся самых главных вопросов творчества: метода художника-портретиста, отношения его к натуре, своему труду, к заказнику, отношения к публике и критике, отношения к старому искусству и, наконец, к той захватившей всю личность художника работе, которая заставляет отказаться от выгодных заказов, и обрекает всю семью художника на полуголодное состояние.В словах Михайлова мы слышим голос
, узнаем его миросозерцание, поступки, и даже внешний облик его похож на Крамского. Даже тема картины, над которой работает Михайлов, точно совпадает с той, над которой уже начал работать Крамской.В том же 1873 году портрет пейзажиста И.И. ШишкинаПортрет И.И.Шишкина. 1873Холст, масло., 110 x 78Государственная Третьяковская галерея, а через четыре года, в 1877 году, портрет умирающего М.А. НекрасоваН.А. Некрасов в период "Последних песен". 1877–. 1878Холст, масло., 105 x 89Государственная Третьяковская галерея. Поэт дописывает свои «последние песни». Жизнь едва теплится в этом теле, измученном болезнью. Высокая обязанность поэта, который, несмотря ни на что, должен воплотить зародившиеся в нем образы, сильнее страданий и самой смерти. И сила творческого напряжения превозмогает страдания тела.
был написанНо, может быть, самый замечательный портрет — это портрет художника А.Д. ЛитовченкоПортрет художника Александра Дмитриевича Литовченко. 1878Государственная Третьяковская галерея, того самого, с которым случайно познакомился в Орле во время своих юношеских скитаний и который сыграл такую большую роль при поступлении Крамского в Академию художеств. Сам не был ни крупным художником, ни выдающимся деятелем искусства. Крамской изобразил его в полурост в коричневом осеннем пальто и зимней мерлушковой шапке пирожком. У него длинная, мягкая, темная борода, большие усы и баки. Предельная живость портрета здесь, очевидно, была главной задачей художника. Лицо Литовченко, поза до последней степени естественны и просты. Художественая правда, которой всю жизнь стремился служить Крамской, торжествует во всю силу в этом портрете. Темная гамма портрета необычайно колоритна.