Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944]

  • Страница №5

Лирические пейзажи С.Ю. Жуковского первых лет XX века. 1980. Автор: Горелов М.И.

К этому периоду относятся две объединенные мотивом ранней весны и близкие по сюжету картины Смоленского и Горьковского художественных музеев.

Обе изображают один и тот же берег с лесом на косогоре в солнечный день. Пейзажи исполнены в голубой колористической гамме.

В картине «В начале марта» («Ранней весной», 1902, Смоленский музей изобразительного и прикладного искусства) передано то типичное для этого времени года состояние, когда поверхность льда освободилась от снежных заносов и отражает голубизну неба и желтизну оттаявшей узкой полосы берега. Три темно-зеленые ели, выступающие на фоне темно-голубого снега, словно напоминают о зимней природе, тогда как молодые ольхи, стоящие у самого края берега, вырисовываясь на фоне голубого неба, вносят в пейзаж весеннюю ноту. Образ природы одновременно и суров и радостен.

Художник стремится к обобщению, он противопоставляет большие плоскости освещенных и затененных участков пейзажа, а также использует широкие мазки. Укрупнение деталей предельно приближает пейзаж к зрителю.

Развитие той же темы получило продолжение в картине «ВеснаЖуковский С. Ю. ВеснаВесна. 1913Холст, масло, 65 x 83Нижегородский художественный музей» (1903, Горьковский художественный музей).

Запечатлен более поздний момент весны, когда земля еще покрыта снежным покровом, а вода освободилась из-под льда. Она отражает дрожащие от холода тонкие веточки осин и безмятежное движение облаков в небе. Медленное перемещение проплывающих льдинок словно напоминает о течении времени. Мир действительности еще хранит покой, тогда как в призрачном мире отражений ощутимо непрерывное биение пульса весны.

Звучные цветовые удары: золотистые края розоватых облаков, ярко-голубые просветы — преображают скромный деревенский пейзаж. Кажется, что на серебристый снег падает отблеск проникающих сквозь облака золотистых лучей. Образ пробуждения природы воспринимается как образ ее обновления. В целом картина выдержана в голубовато-сиреневых тонах. Отражения в воде создают ощущение световоздушной среды. Ясность и собранность композиции обусловливается тем, что горизонтальные членения, соответствующие разным планам, пересекаются вертикалями деревьев.

Эти две картины при общности композиционных и колористических решений являются последовательными этапами в создании лирического пейзажа. Если в картине Смоленского музея акцентирован суровый образ зимне-весенней природы, то в картине Горьковского музея она кажется весенне-зимней, как бы более приветливой к человеку. В отличие от картин предшествующего времени, например «Весенняя водаЖуковский С. Ю. Весенняя водаВесенняя вода. 1898Холст, масло, 78 x 121Государственный Русский музей» (1898), в рассмотренных весенних пейзажах с их более широкой манерой письма наблюдается преодоление камерности.

Изображая окружающую природу, Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... вместе с тем интересовался памятниками архитектуры прошлого, которые он постоянно встречал, работая на натуре. Эти памятники пробуждали в нем воспоминания о жизни людей минувшего века и уносили его воображение в пушкинскую эпоху. Так, портал помещичьего дома с фронтоном, поддерживаемым двумя парами колонн, который он изобразил на заре своей художественной деятельности, вдохновил его на создание жанровых пейзажей на сюжет «Разъезд на рассветеЖуковский С. Ю. Разъезд на рассветеРазъезд на рассвете. 1902Холст, масло., 87 x 143,5Одесский художественный музей».

Картина «Разъезд (Рассвет)Жуковский С. Ю. Разъезд. РассветРазъезд. Рассвет. 1902Холст, масло, 67 х 96Симферопольский художественный музей» (1902) хранится в Симферопольском художественном музее. Вариант «Разъезд на рассветеЖуковский С. Ю. Разъезд на рассветеРазъезд на рассвете. 1902Холст, масло., 87 x 143,5Одесский художественный музей» (1902) — в Одесском художественном музее и повторный вариант 1907 года с тем же названием — в Киевском собрании Б.Н. Маньковского. Картина появилась на 31-й Передвижной выставке в 1903 году и произвела сильное впечатление на современников. Н.Романов в обзоре передвижной выставки писал: «Вот старинный барский дом, неказистый на вид, но с пышным портиком — подъездом на колоннах; в окнах виднеются огни, и их желтоватым отблеском освещен местами сереющий в сумерках снег. Но рассвет уже начался, и огни бледнеют. Тяжелые кареты цугом подъезжают к крыльцу; кажется, слышен скрип колес на снегу; застоявшиеся лошади в утреннем холодном воздухе не могут успокоиться; с подъезда сошла гостья, ее провожает господин, говорящий ей что-то на прощание. Сразу воскресают перед нами времена Татьяны и Онегина и веет чем-то рыцарским, романтизмом старины, поэзией праздной беззаботной жизни минувшего столетия».

В отличие от Н. Романова, идеализировавшего старину, Н. Шебуев в очерке о той же выставке обнаружил в картине обличительный смысл: «Разъезд». Барский дом. У подъезда кареты, лакеи. Светает. До рассвета в этом доме веселились не веселым веселием господа. До рассвета ждали их, дрожа от предрассветного морозца, слуги и лошади. В воздухе гнетущая бесцельность такой жизни. Тоны — обычной палитры г. Жуковского. Скомпонована картина превосходно».

Сравнивая картину с вариантом Одесского музея, следует отметить расхождение в трактовке человеческих фигур. В картине молодой человек и барышня, стоящие на ступенях, составляют наиболее выразительную группу, являющуюся композиционным и психологическим центром. В варианте вместо этой группы около колонн видны три фигуры пожилых людей в темных одеждах, не они, а светлые колонны портика привлекают внимание. Здесь акцентирован только композиционный центр. В картине движению подъезжающих экипажей как бы вторят колеблемые ветром деревья. В варианте ветви деревьев неподвижны.

Резкие светотеневые контрасты между почти белыми облаками и почти черными пятнами карет и лошадей, а также тонкие сдержанные мазки, подчеркивающие детали на переднем плане, свидетельствуют, что картина написана непосредственно под влиянием академической живописи конца XIX столетия.

Кроме «Разъезда на рассвете» Жуковским была написана в 1902 году картина «ВоспоминаниеЖуковский С. Ю. ВоспоминаниеВоспоминание. 1902Холст, картон, масло, 58 х 89,5Частное собрание» (собр. Е.Д. Ждановой, Москва). Около старинного особняка с закругленной верандой, поддерживаемой колоннами, на скамье в глубоко задумчивой позе сидит молодой человек в одежде пушкинского времени. Ему кажется, что на веранде темная листва зелени напоминает фигуру любимой, навсегда потерянной им. Вокруг «Онегина» словно сгущаются тени, усиливая его печаль и общее минорное настроение всего пейзажа. Лозы зелени нежно обвивают старинное здание, блики солнечного света вносят чувство просветления и умиротворения, но ничто не может развеять безысходную грусть юноши.