Шибанов Михаил [1789]

  • Страница №3
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

Михаил Шибанов. Из серии «Массовая библиотека». 1946. Автор: А. Скворцов

Этнографическая точность всех этих праздничных костюмов подтверждается показаниями старинных описаний народов России. Тип кокошников, надетых на молодых женщинах, характерен для Москвы и близлежащих к ней областей. Все это говорит, насколько Шибанов Шибанов Михаил [1789] Русский художник. Живописец. Мастер жанровой картины.... хорошо знал подробности крестьянского быта. Его наблюдательность доходила до того, что можно распознать сорт материи, например, в фате невесты, а по парче ее душегреи и сарафана, что эта парча русского производства. Эти обстоятельства сообщают доподлинность картине.

Достаток и даже богатство крестьянских семей в обеих картинах Шибанов Шибанов Михаил [1789] Русский художник. Живописец. Мастер жанровой картины....а кажутся стоящими в противоречии с ужасающим положением крестьянства того времени. Гневные страницы книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», его несчастные обитатели деревни Ра-зореной и другие выведенные им крестьяне — яркое свидетельство злосчастной доли крепостного крестьянства екатерининского времени.

Но вместе с тем Радищев: и в этих условиях видит красоту русских людей. Так, например, в главе «Едрово» он пишет про русских женщин: «Толпа сия состояла более нежели из тридцати женщин. Все они были в праздничной одежде... рубахи белые, взоры веселые, здоровье на. щеках начертанное... красота, юности в (полном блеске, в устах улыбка, или смех сердечной».

Симпатичный образ невесты Анюты в той же главе «Едрово» очень близок к образу Шибанов Шибанов Михаил [1789] Русский художник. Живописец. Мастер жанровой картины....ской невесты. Влюбленный в Анюту жених также соответствует жениху из «Сговора», нежно глядящему на свою невесту.

Светлые образы этой радищевской встречи с крестьянами вызывают его восторженней возглас: «Анюте, Анюта, ты мне голову скру-жила. Для чего я тебя не узнал лет 15 тому назад». Эти слова возникают в памяти при рассмотрении Шибанов Шибанов Михаил [1789] Русский художник. Живописец. Мастер жанровой картины....ской картины.

На степень крестьянского достатка, изображенного в этих картинах, думается, влияло положение крестьян в «Суздальской провинции». По «Словарю географическому российского государства» Щекатова, изданному в 1807 г., т.е. опустя немногим более 25 лет после того, как там работал Шибанов Шибанов Михаил [1789] Русский художник. Живописец. Мастер жанровой картины...., здесь было очень много государственных крестьян. Известно, что положение государственных крестьян было легче: они не несли таких тягот, как крестьяне помещичьи. К тому же зимнее занятие извозным промыслом повышало их благосостояние.

Но рассматривая образ художника, каким мы можем его представить по этим картинам, дело не столько в зажиточности изображаемых им крестьян, сколько в его к ним отношении. Всю свою любовь к народу Шибанов Шибанов Михаил [1789] Русский художник. Живописец. Мастер жанровой картины.... стремился утвердить, изображая крестьянина ВО всем его внутреннем и внешнем человеческом достоинстве. Поэтому он и одевал действующих лиц своих картин в их лучшие праздничные наряды, показывая свой народ с его лучшей стороны, в наиболее торжественные моменты жизни, любуясь его красотой. И в этом отношении он не отходил от правды. Не надо забывать, что многочисленные коллекции старой русской крестьянской одежды, главным образом парадной, хранящиеся в наших исторических и этнографических музеях, собраны по деревням и селам, где она лежала в сундуках и одевалась лишь в самых торжественных случаях.

Изображая, однако, наиболее красивую праздничную сторону крестьянской жизни, художник, конечно, несколько идеализировал тот крестьянский мир, к которому он сам принадлежал. Но ведь то же восторженное Состояние, в которое этот мир приводил его, чувствуется и у Радищева в тех строках, где он повествует о цельной, красивой и здоровой жизни крестьянства. Кроме того, надо думать, что на идеализацию крестьянских образов наложил свой отпечаток и дух времени, когда жил и работал Шибанов Шибанов Михаил [1789] Русский художник. Живописец. Мастер жанровой картины..... Стиль эпохи требовал торжественности композиции, пышности складок, эффектности жестов н поз.

Шибанов Шибанов Михаил [1789] Русский художник. Живописец. Мастер жанровой картины.... написал обе свои крестьянские картины в 1774 и 1777 гг., т.е. в то время, когда были им писаны портреты Спиридовых и Нестеровых. И какая громадная разница между теми и другими. Здесь создаются большие многофигурные композиции, где художник выступает как вполнезрелый, уверенный в себе мастер. Любовь к крестьянским сюжетам, знавиё изображаемой им жизни помогли ему создать совершенные произведения щ наоборот, очевидно, холодной рукой писались заказные портреты дворянской знати.

По этим картинам Шибанов Шибанов Михаил [1789] Русский художник. Живописец. Мастер жанровой картины.... представляется нам художником, умело и тонко оправлявшимся с колористическими задачами. Его гамма красок очень сдержанна. В «Обеде» на коричневатом общем фоне картины, в котором выдержана задняя стена избы, играющая роль фона, выступают бледиорозовые пятна: розовая рубаха на левом крестьянине, розовая фата за спиной (молодой женщины, розовая рубашечка ребенка. Даже в лицах и руках действующих лиц преобладают эти бледнорозовые тона. И лишь единственным, более ярким пятном является белый цвет рубахи молодой женщины да жемчуга ее кокошника. Свет, падающий слева освещает спину левого крестьянина, рубаху центрального и главным образом фигуру молодой женщины. Вся достаточно скупая гамма красок звучит гармоничным мощным аккордом.

В «Сговоре» преобладают те же коричневатые тона, на которых выступают розоватые оттенки лиц и рук. Из сумерек коричневатого фона выходит вся затемненная левая мужская группа, у которой свет играет только на лицах. Наоборот, вся правая группа, и в особенности сама невеста как центр картины, озарена светом. И здесь, как и в «Обеде», красочная гамма очень сдержанна. Белая парча сарафана невесты, ее золотая с красными цветами душегрея, золотая повязка на голове, голубоватый костюм жениха, из-под которого выглядывают зеленоватое полукафтанье и розовая рубашка, приглушенные тона нарядов всех прочих женщин Приведены в прекрасную торжественную гармонию, которую не нарушает большое пятно красного цвета — зипун молодого парня справа и его огненно-рыжие волосы.

Богатая одежда невесты и ее подруг, парча, золотые вышивки, жемчуга, камни ожерелья, полотно рубах, сукно мужских костюмов писаные поразительно искусной передачей материалов.

При взгляде, на детали картины бросается в глаза огромное уменье художника писать не только одежды, но руки и полные выразительности лица. Широкой кистью, свободным, непринужденным мазком написаны фигуры. Особенно хорошо технически сделаны кисти и пальцы рук.

Таким образом, в лице Шибанов Шибанов Михаил [1789] Русский художник. Живописец. Мастер жанровой картины....а мы имеем вполне законченного мастера,, обладающего присущей только ему техникой и блестящим колоритом.

Откуда получил он все это уменье? Где лежат истоки его творчества? Кто, были его учителя? На все эти вопросы, к сожалению, сейчас нет ответа. Художественная биография Шибанов Шибанов Михаил [1789] Русский художник. Живописец. Мастер жанровой картины....а нам пока совершенно неизвестна.

Некоторые технические детали его письма позволяют, однако, выдвинуть следующие предположения. Всматриваясь в лица обоих крестьян «Обеда», замечаем, что наряду с широкими мазками они моделированы резкими, светлыми, крупными и мелкими штрихами, создающими впечатление круглоты в сопоставлении с тенями. Тот же прием штриховки виден и в волосах и одежде левого крестьянина, головке ребенка. В противоположность этому приему объем лица молодой крестьянки выполнен путем мягкого наложения теней. Все это приемы, издревле шедшие еще от русской иконописи.

Вполне возможно предположить, что сам художник был уроженцем Суздальского края, так как у его господина, Потемкина, поместья были разбросаны решительно во всех местностях государства.