Наталья Нестерова. 1981. Автор: Анна Ароновна Дехтярь. Москва. «Советский художник»
Творчество молодых художников 1970-х годов развернуло перед зрителем широкую панораму направлений и стилей, и которой значительное место принадлежит произведениям, открывающим нам по-особому праздничный мир, увиденный словно глазами ребенка или «наивного» живописца-непрофессионала. Освоение и творческое переосмысление изобразительного фольклора, лежащее в основе этой тенденции и по существу являющееся продолжением национальных традиций народной картины, лубка, ремесленных промыслов, объединило молодых мастеров из разных республик: москвичей Т. Назаренко, К. Нечитайло, Л. Решетникову, Е. Струлева, белоруса В. Сумарева и литовца Р. Бичюнаса, М. Статного из Кишинева и Э. Путерброта из Махачкалы и многих других. К этой же плеяде живописцев принадлежит московская художница Наталья Нестерова.
Картины Нестеровой, ныне хранящиеся в собрании Русского музея, галереях Архангельска и Ростова, Перми и Саратова, появились на выставках в конце 1960-х годов, когда новое поколение художников открыто обратилось к эстетике фольклора: локальному цвету, плоскостности изображения, повышенной декоративности.
Но главное обаяние народного искусства для Нестеровой, как и для других ее коллег, состояло в мудрой бесхитростности, образной остроте, придающих «примитиву» предельную выразительность. Эту тягу к постоянно обновляющейся, незаученной и нерегламентированной каноном образности, которой отмечены поиски русской живописи со времен «Мира искусства», Г. Якупов, страстный защитник примитива, назвал поисками «уменья не уметь...».
И хотя на выставках последних нескольких лет поток произведений, вдохновленных народным творчеством, начинает заметно спадать, бесспорно, что обращение к фольклору обогатило образный спектр искусства молодых, способствовало появлению картин, выразительно, свежо и оптимистически повествующих о современности.
Зрителя, мало знакомого с традиционным народным искусством, прежде всего в полотнах Нестеровой удивит повторяющаяся условность персонажей. И впрямь люди в ее картинах почти не индивидуализированы: приземистые, крупноголовые «человеки», они словно сошли с детских рисунков. В этом художница особенно упорно следует изобразительному фольклору, где в трактовке человека типическое всегда господствует над индивидуальным. Поэтому, представляя своих персонажей людьми «вообще», Нестерова, подобно самодеятельным художникам, надевает на них постоянную маску всеобщих качеств человеческой внешности: большой нос, круглый румянец, золотые волосы, черные брови и т. д.
Порой в такой интерпретации ощущается нарочитость, ибо изобразительные средства как бы предпосылаются сюжету, однако художница в большинстве своих полотен сохраняет верность этой достаточно целостной, хотя и несколько каноничной, живописной системе.
В мировосприятии Нестеровой преобладает игровое, зрелищное начало, также уходящее корнями в народное искусство. Ее образное видение полярно противостоит натурализму, ибо сюжет трактуется ею не как выхваченный из временного потока фрагмент бытия, а как действо, разыгрываемое то ли в шутку, то ли всерьез по законам некой «обусловленной условности». В одних случаях Нестерова размещает своих персонажей нарочито фронтально и в статичных позах; в других выводит их на передний план, словно шествие по невидимой авансцене. Возникает аналогия с театром марионеток, с той только разницей, что бутафорские декорации ц нем заменены живой прелестью пейзажа. Вообще по своему мосту в мире нестеровских образов человек — это homo ludens, «человек играющий». Не зря из картины в картину он проводит досуг, играет в карты, прогуливается, катается на каруселях. И в этом художница следует мастерам народного искусства, с особенным удовольствием изображающим праздники, гулянья и другие развлечения.
Профессиональное искусство Нестеровой, безусловно, не может быть сведено к чертам, сближающим ее с наивными живописцами. Учитель художницы Д. Жилинский, сам представитель совершенно иного пластического направления, считает, что «для Нестеровой так называемое примитивное искусство—«точка опоры», живая традиция. Ее обращение к примитиву органично, оно помогает найти свои собственные средства, по-своему раскрыть сущность предмета и явления. Художника-примитивиста не интересует, что было «до» и «после» него, работая, он исходит из убеждения, что делает вещь точно и правдиво. Нестерова — живописец глубоко профессиональный, искушенный в тонкостях живописи»
Действительно, творчество художницы лишено незамутненности чувств, собственно «наивности» самодеятельного искусства. Полотна ее несут в себе романтическое, лирическое, драматическое содержание, чего никогда не ведает ясная идиллия примитива. Суть полотен Нестеровой в сложных взаимоотношениях человека с природой, и именно подобная противоречивость отличает современное профессиональное искусство от фольклора, трактующего эту тему в духе неизменной гармонии.
Пейзаж у Нестеровой исполнен волнующей красоты и, если это определение применимо к «равнодушной природе», некоего нравственного совершенства, созерцание которого смягчает и облагораживает душу. Человек же не всегда чувствует эту красоту. Может быть, именно поэтому смысловые и эмоциональные акценты произведений художницы перенесены с людей на пейзаж, на одухотворенные деревья, дышащие кустарники, очеловеченные дома.
Но поскольку большинство полотен Нестеровой не являются «чистым» пейзажем, а содержат в себе известную «жанровость», подобная психологическая облегченность персонажей представляется не совсем правомерной.
В пейзажах Нестеровой, как постоянные величины, царят основные стихии в их предельном, очищенном от случайного обличья состоянии: ясная небесная лазурь и ее двойник — синяя морская гладь, сочная зелень дерев и пышная субтропическая растительность. И хотя конкретные черты южного ландшафта: нежное цветение иудина дерева, хрупкие свечи каштанов, мягкие дымки на горизонте, белеющие в темных купах здания, — все эти чарующие приметы крымской весны узнаются безошибочно, художница укладывает реальные пленэрные впечатления в некую романтическую схему, которую составляет набор общих природных категорий: Небо, Вода, Земля, Флора.