Немецкая художественная традиция и Грузия с начала XIX века до 40-вых годов XX века

  • Страница №1
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

Немецкая художественная традиция и Грузия с начала XIX века до 40-вых годов XX века. 2006. Автор: Чогошвили Нино Левановна

Для грузинского искусства XIX века характерно сосуществование различных культур, что и в другие исторические эпохи не было чуждо стране, находящейся на перекрестке восточного и западного миров. Естественно, что политические и общественные коллизии, происходившие на протяжении всего XIX века, отразились на грузинской культуре, повлияли на особенности грузинского изобразительного искусства, его специфику и последующее развитие.

Большой вклад в дело распространения и утверждения в Грузии европейской культуры внесли немцы, начавшие селится на Кавказе с десятых годов XIX столетия. В особенности, своеобразный след в грузинской культуре со II второй половины XIX века и до начала второй мировой войны оставили живущие и работавшие в Грузии немецкие исследователи, ученые, путешественники и представители искусства. Часть немецких художников являлись путешественниками по Грузии и Кавказу, приглашенными и временно поселившимися учеными и художниками, часть же – родившимися в Грузии потомками немецких колонистов, уже достаточно интегрировавших в нашей стране, но еще имевших живые связи с Германией. При изучении грузинского станкового искусства XIX-XX веков необходимо учитывать наследие, оставленное негрузинскими художниками, так как их работы вносят значительное многообразие в наше представление об этом периоде, как с точки зрения истории грузинского искусства, так и с точки зрения истории грузинской культуры вообще. В этом контексте особенное значение приобретает рассмотрение деятельности немецких художников в Грузии и созданных ими произведений. Живущие в Грузии немцы и другие европейцы играют значительную роль в создании своеобразной культурной среды конца XIX - начала XX веков, в которой вырос и сформировался не один, впоследствии выдающийся, грузинский художник, писатель или ученый.

Предмет и цель исследования

Представленный труд посвящен грузинско-немецким культурным взаимоотношениям в период с начала XIX века и до 40-ых годов XX века. В частности – деятельности путешествующих по Грузии в этот промежуток времени, приехавших сюда на время или постоянно проживающих немецких художников, в творчестве которых отразилась грузинская и кавказская тема. В труде рассмотрено значение немецкой художественной традиции и ее влияние на грузинское изобразительное искусство этого периода. В работе рассмотрены созданные на кавказскую тему произведения И. Гёттинга, П. фон Франкена, Т.Хоршельта, Ф.К. Зимма, Р.К. Зоммера, М. Тильке, О. Шмерлинга, А. Зальцмана, Б.Фогеля и других немецких художников, выполненные, в основном, в Грузии. С целью наиболее полноценного показа немецко-грузинских культурных взаимоотношений, последний подраздел труда посвящен анализу произведений двух выдающихся грузинских художников – Г. Габашвили и Д. Шеварднадзе, созданных в период их проживания в Германии.

Метод исследования

Для исследования использован компаративный метод, согласно которому произведения немецких художников XIX-XX веков рассмотрены в органичной связи с европейским, русским и грузинским изобразительным искусством того времени. Местная же станковая живопись и работы грузинских художников рассмотрены в контексте современной им европейской, в частности, немецкой и русской живописи.

Научная новизна исследования

До сегодняшнего дня данная тема не была изучена и исследована должным образом. В рамках диссертационной работы впервые стало возможным собрать воедино информацию о путешествующих и работавших в Грузии немецких художниках, рассмотреть и проанализировать их художественное наследие. Произведения немецких художников, созданные в Грузии на кавказскую и грузинскую темы, рассмотрены в сравнении с творчеством современных им местных художников. Проявилось влияние немецких художников на развитие грузинского станкового искусства, и значение немецкой культуры в общественной и культурной жизни Грузии того времени, в целом.

Практическая ценность работы

Диссертационный труд может быть полезен исследователям искусства XIX века и первой трети XX века, а также тем, кто заинтересуется общественными и культурными процессами, протекавшими в Грузии в указанный период. Материал возможно также использовать при подготовке лекций, семинаров и специальных курсов.

Глава I. Подраздел I. Немцы в Грузии

В первом подразделе рассмотрены приезд немцев на Кавказ, причины и обстоятельства возникновения колоний, отдельные значительные аспекты жизни и деятельности немецких колонистов в Грузии и история развития немецких колоний с начала XIX века и до начала второй мировой войны; роль основанных в Тбилиси 2 немецких колоний в тбилисской культурной жизни; рассмотрен также вклад немецких ученых, архитекторов и общественных деятелей в развитие общественных и культурных явлений в Грузии в указанный период.

Глава I. Подраздел II. Немецкие художники, работавшие в Грузии

с начала и до 80-ых годов XIX века.

Для грузинского изобразительного искусства XIX век является довольно

сложным и полным неоднородных исканий периодом. Это пора, когда формируется грузинская станковая живопись. В грузинское изобразительное искусство внедряются новые для того времени изобразительные формы, и они частично усваиваются, заменяют или преображают до тех пор существующие.

Искусство XIX века, наряду с местным населением, создавали и иностранцы. Их число резко возрастает в первые же годы столетия. После присоединения Грузии к Российской Империи, помимо русских чиновников и сосланных в так называемую «Южную Сибирь» неблагонадежных для российского правительства лиц, сюда часто приезжают русские и иностранные путешественники, в том числе ученые и художники, желавшие познакомиться с этим пока еще мало известным регионом, обладавшем древнейшей культурой.

До рассмотрения непосредствено немецких художников в труде дан краткий обзор деятельности некоторых других негрузинских художников, осуществляемой на Кавказе. Это оказало нам помощь в лучшем осмыслении культурных процессов, протекавших в Грузии с конца XVIII века до 80-ых годов XIX века. Для нас было небезынтересным, с какой целью приезжали в Грузию негрузинские художники. Было ли это обусловлено их личным желанием и интересом, или все-таки являлось заказом государства, в частности, русских правителей. Художники какой национальности преобладали среди приезжих. В какой мере участвовали иностранцы в общественных и культурных процессах, протекавших в Грузии. Какими темами они заинтересовывались, и что отразилось в их художественном наследии. И, наконец, какой след оставила деятельность негрузинских и, в первую очередь, интересующих нас немецких художников в грузинской культуре этой эпохи. Из негрузинских художников мы рассмотрели цели приезда в Грузию или на Кавказ Михаила Иванова, Владимира Машкова, Никанора Чернецова, Григория Гагарина, Роберта Кер Портера, Льва Лагорио, Василия Верещагина, Луиджи Премацци, их деятельность и дошедшие до нас произведения. В результате рассмотрения существующих материалов можно заключить, что в первое десятилетие XIX века в Грузию приезжали, в основном, художники, выполняющие государственный заказ (Иванов, Машков). Часть же художников была заинтересована путешествием по Кавказу и созданием произведений, отражающих природу и быт этого края, что, со своей стороны, помогало им в обретении почетных художественных званий (Чернецов, Лагорио). Среди иностранцев преобладали русские художники, хотя были и европейцы. Создаваемые этими художниками работы часто были посвящены тематике военных действий, производимых Россией на Кавказе. Некоторые же художники были специально прикомандированы Российским правительством для того, чтобы запечатлить значительные битвы и те места на Кавказе, которые были незадолго до этого присоединены к России. Эти художники, можно сказать, исполняли роль военных топографов, хотя они, разумеется, и сами увлекались местной природой, бытом, населением, историческими лицами, памятниками архитектуры, что и отразилось в их альбомах и картинах. Сюда по всему, особое впечатление на приезжих производил Тбилиси, так как почти всеми художниками выполнены виды города. Художественная ценность этих работ, разумеется, зависит от таланта и профессионализма конкретного автора. Большая часть работ этого периода выполнена в характерных для XIX века романтическом, классицистическом или реалистическом стилях. Работы некоторых художников отличаются большей реалистической достоверностью, для других же более характерна романтизация изображенного сюжета.