Маковский Константин Егорович [1839—1915]

  • Страница №3
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3

О художнике К.Е. Маковском. 1915. Автор: Журнал «Нива»

Позднее К.Е. Маковский проявил особую склонность и интерес к „боярским сюжетам": он облюбовал красочную парадную сторону старинной русской жизни. Ему нравилось изображать бояр и боярынь, царей и цариц в эффектных старинных костюмах, в море собольего меха, атласа, драгоценностей. Он искренне любил эту красивую русскую старину, старинный быт, любил историю — и охотно и любовно изображал исторические события в красивой рамке боярских костюмов и пышного старинного быта. Наиболее характерными из этих исторических работ являются “Минин" и “Смерть Иоанна Грозного".

При всём том художник до последнего времени не отказывался и от современного жанра. Одной из его последних по времени картин была “Трапеза у Троицы-Серия" — картина совершенно бытовая, простая по замыслу и композии, и лишь некоторая неизбежная у Маковскаго „спектакльность", в смысле обилия фигур и широкого плана картины, отличает эту композицию от картин других наших жанристов.

До последнего дня Маковский отдавал дань и портретной живописи и своим знаменитым “головкам". Портретные эскизы Маковского поражают своим разнообразием: мы встречаем среди них и модных красавиц, и головки детей, и херувимов (изображение одного из таких К.Е. Маковский поднес издателю “Нивы" А.Ф. Марксу в день его 25-летнего юбилея), и характерные головы итальянских нищих и русских старух. Свойственная покойному художнику своеобразная грациозность и гармоничность чувствуется в каждом таком этюде, в каждом портрете работы Маковского.

Таковы три главных русла в творчестве К.Е. Маковского: большие картины спектакльного характера, со множеством действующих лиц, с эффектной исторической или фантастической обстановкой — “картины-оперы", затем произведения чисто-жанровые и, наконец, портреты.

К.Е. Маковский много способствовал прославлению русского искусства на Западе. Он был едва ли не первым русским художником, чьи произведения выставлялись на парижском ”Салоне", почти недоступном для иностранцев, т.е. не французов. Картины Маковского были приобретаемы за границей и даже в Америке, и можно сказать, что они рассеяны по всему свету.

Первые свои произведения К.Е. Макшский выставлял на академических выставках. Позднее, когда возникло общество “передвижников", он выступал на их выставках, но в 1883 году разошелся с ними и стал устраивать свои собственные выставки, пользовавшиеся громадным успехом. Еще позднее покойный художник был одним из учредителей “Петербургского Общества Художников", председательствовал в этом Обществе и каждый год давал свои картины на выставки этой художнической ассоциации.

В среде художников и любителей искусств К.Е. Маковский пользовался самыми искренними симпатиями. Иные “направленские” круги не считали его своим, вследствии разности художественных идеалов  и пониманий,   но все несли ему, как человеку и товарищу, дань искреннего уважения. Его катастрофическая и нежданная кончина вызвала во всем культурном мире глубокую печаль.

Журнал “Нива”. №42. 17 октября 1915 года.
Адаптация текста Tarik.