Светославский Сергей Иванович [1857—1931]

  • Страница №4
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

Призвание — быть гражданином. 2010. Автор: София Ласточкина

Человек в плену у природы

Его творчество нам говорит о глубокой любви к родной земле, ее людям. Благодаря его имени, а также таким именам как О. Мурашко, , К. Костанди, М.Ткаченко,  у нас в Украине национальная пейзажная живопись в последней четверти 19в.—нач.20 переживала свой рассвет. Именно они определяли тенденцию ее развития, особенности художественно-образного языка, в котором главным критерием мировосприятия был реализм, а основой художественной техники — овладение законами пленэрной живописи (франц. plein air, буквально — открытый воздух). При ее помощи полотна наполнялись солнечным светом, воздухом, ярким многоцветием. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры с целью наиболее полного воспроизведения её реального облика.   Решая пленэрные задачи, Светославский Светославский Сергей Иванович Светославский Сергей Иванович [1857—1931] Русский и украинский художник. Родился в Киеве. Вольнослушатель Петербургской АХ, обучался в МУЖВЗ у , и . С 1891 — член ТПХВ. В 1905—1907 сотрудничал с журналом „Шершень”. Жил и работал..., в отличие от С. Васильковского Васильковский Сергей Иванович Васильковский Сергей Иванович [1854—1917] Русский, украинский художник-пейзажист. Живописец. Учился в Рисовальной школе Д. Бесперчего и М. Раневской-Ивановой в Харькове. С 1876 обучался в Петербургской АХ у М. Клодта и В. Орловского. В 1885 получил большую золотую медаль и звание классного художника..., не ринулся в традиции барбизонской школы, не апеллировал он и к основам импрессионистского мировидения, как это делали  П. Левченко Левченко Петр Алексеевич [1859—1917] Русский и украинский художник. Начальное художественное образование получил у Д. Бесперчего. 1878–1883 учился в Петербургской АХ. Член ТЮРХ. Преподавал в Харьковской рисовальной школе М. Раневской-Ивановой. ..., К. Костанди. Он обратился к самой природе, ее правде. Свои пейзажи Светославский посвящал Украине, России, Средней Азии.

Жизнь «маленького» человека и природы, которая его окружает, переплетаются в одно нераздельное целое, чем создают первозданную гармонию мира. Изобразить будничность правдиво, но посмотреть под таким углом зрения, с которого можно увидеть всю лирику, прелесть, ее красоту. Кажется, для Сергея Ивановича не было «влиятельных» и «маленьких» людей, человек для него — не венец, а только часть природы (достаточно увидеть картину «Дубок», где на фоне фантастически огромного дерева молодушки кажутся сущими «дюймовочками»).  Каждая его работа — это сложная гамма чувств и переживаний: к радости примешивается легкая грусть, в печальной мелодии увядающей природы слышен робкий голос надежды... «Искренние, правдивые, откровенные» — так характеризовали картины мастера его современники.

Как часто бывает, слава к художнику приходит уже после его смерти. Светославский еще при жизни получил широкое признание, и довольно рано, о чем говорят его награды на многочисленных художественных выставках. А еще во время обучения талант молодого художника заметил и выделил П.Третьяков. В одном из писем И.Крамскому Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят... он писал: «Теперь в Московском училище есть несколько талантливых учеников…по пейзажу: Светославский Светославский Сергей Иванович Светославский Сергей Иванович [1857—1931] Русский и украинский художник. Родился в Киеве. Вольнослушатель Петербургской АХ, обучался в МУЖВЗ у , и . С 1891 — член ТПХВ. В 1905—1907 сотрудничал с журналом „Шершень”. Жил и работал..., Эллерт, И.Левитан Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. ...». Он, как уже было сказано, приобрел для своей галереи его работу «Из окна Московского Училища живописи»-это был вид на заснеженные крыши домов, среди которых блистали на морозном солнце верхушки церквей Флора и Лавра. Картина имела и другое важное значение для С. Светославского — она положила начало циклу картин, написанных будто из окна того или иного здания в Москве и Киеве: «ДворикСветославский С. И. ДворикДворик. 1894Холст, масло, 35,5 x 53,5Государственная Третьяковская галерея» (1884), «Постоялый двор в МосквеСветославский С. И. Постоялый двор в Москве (Извозничий двор в Замоскворечье)Постоялый двор в Москве (Извозничий двор в Замоскворечье). Холст, масло, 105 x 175 Государственная Третьяковская галерея» (1892). Художник не стремится показать парадные виды больших городов — напротив, его дворики сознательно заурядны, часто несут чувство сострадания к неустроенности человеческой, городской жизни. 


Для Светославского это была первая картина, посвященная Москве. Позже были и «Заезжий двор в Москве», экспонированный на Всемирной парижской выставке в 1900 году и «Москва. Москворецкий мостСветославский С. И. Москворецкий мостМоскворецкий мост. 1878Холст, маслоКиевский национальный музей русского искусства», которая вызвала восторг у Н.Ге: «Вот она, матушка Москва, во всей своей откровенности. Серенькая и не во всем опрятная. Как ловко и правдиво передал…Публике не нравиться, говорят бесцветно, серо. Не судите их. Откуда им научиться познавать правду, если сами художники бьют в картине на эффект, преувеличивают, утрируют…»

Светославский стал достойным наследником дела своих учителей, и не только в идейном плане. От Перова идет его интерес к городской теме, от Саврасова Саврасов Алексей Кондратьевич Саврасов Алексей Кондратьевич [1830—1897] Выдающийся русский живописец, пейзажист, основоположник лирического пейзажа. Замечательный педагог, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан.... — умение тонко чувствовать природу, каждое явление ее жизни.

«Изображение простой и неказистой русской природы, утверждение ее красоты, выразительности, ее внутренней содержательности приобрели эмоциональность и непосредственность живописного решения на основе пленэра и "правды видения"», — писал А.А. Федоров-Давыдов.

Передвижники, с их обостренным восприятием живой правды, насыщая картины природы актуальной значимостью, наполняли их патриотическими чувствами и чертами национальной индивидуальности. В каждом образе земли они воплощали осмысление такого важного понятия, как родина.

Родиной для Светославского была Украина. Национальная особенность произведений художника обусловлена уже самим выбором мотива. Он рисует огромные днепровские пороги -места запорожской славы, степные дали, зеленые луга, поля с мельницами, могущественные стены Камянец-Подольской крепости – немые свидетели народных подвигов, а также пропыленную, раскаленную солнцем улицу Миргорода, которую с таким юмором описывал Гоголь.

Национальную окраску природы у Светославского усиливали присутствующие в его пейзажах характерные образы людей, в основном сельских жителей, которые выступают носителями самобытных традиций народной жизни и быта. Но когда в полотнах художника отсутствует человек, обязательно есть то, что его окружает — дом, двор, скот, небо, дали, его земля.

В произведениях, посвященных Украине, он выступает, в основном,  как художник сельской темы. Эти картины воспринимаются как истинно народные, так как их автор глубоко проникает в сущность жизни человека. И даже в такой передвижнической по своему сюжету работе, как «Весенний двор» убогий вид сельского двора компенсируется красотой и силой весеннего пробуждения земли, что становиться главным лейтмотивом пейзажного образа. Характер повествования о жизни своего народа носят также картины «Волы на пахотеСветославский С. И. Волы на пашнеВолы на пашне. 1891Холст, маслоНациональный художественный музей Украины», «Вечер в степиСветославский С. И. Вечер в степиВечер в степи. Холст, маслоНациональный художественный музей Украины», «Паром», «Рыбачки», «Жатва»,а также этюды «Поле», «Тучи».

Картины с изображением провинциальных городов тоже смотрят на нас глазами его жителей. Свет маленьких окошек, сосредоточивших в себе тепло человеческих жилищ, контрастируя с вечерними сумерками, рождают чувство жгучей тоски по счастью. Недаром один из дореволюционных критиков назвал полотно Светославского «Улица уездного города» «прототипом всех заштатных городишек России». Мотив неприкаянного одиночества маленького человека посреди большого мира, который был распространен в искусстве передвижников 1880-х годов, звучит с особой грустью в ранней картине мастера «Ночь», открывающей перед глазами киевский пригород Куреневку. Он стал для художника источником вдохновения на всю жизнь. Потому Светославский никогда не придумывал и не выискивал сюжетов — они были за порогом его дома.