Пути молодых

  • Страница №2
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

Пути молодых. 1976. Автор: Л. Акимова

Все это не значит, что интимный портрет не может утверждать высокие понятия о достоинстве, красоте, об интенсивности духовной жизни человека наших дней. Но выбор стилевой позиции не может исчерпать отношения художника к задаче. Все дело в конечной цели. Можно сослаться на картины О. Филатчева, представленного на этой выставке «Автопортретом с матерью». Филатчев подходит к портрету с заданной целью: программность его работ не вызывает сомнения. Его «внутренней», личной программе соответствует классическая система построения, его работам свойственна известная литературность, аллегоричность аксессуаров. Но художник глубоко чувствует склад характера современного «городского» человека, его портреты говорят о неповторимо личном отношении к модели, и это сообщает им активную действенность и остроту.

Портреты Кирилловой, Филатчева, Т. Назаренко («Е. Ключевская», «Композитор Е. Туманян») и ряда других художников отмечены серьезными поисками определенного гуманистического идеала, стремлением, опираясь на традиции классики, используя завершенность, отточенность формы, сказать свое слово о современности, о внутренней жизни человека нашего времени.

Но нельзя пройти мимо характерного явления, проявившегося на выставке и в портрете, и в сюжетной картине. Речь, идет о произведениях, где красота, привлекательность человека, современность его облика, отвечающие сегодняшним представлениям о моде и вкусе, трактованы удивительно бездумно,'с чисто внешней «показной» стороны. Таковы портреты В. Хабарова с их «сглаженной», «приятной для глаза»- живописью, подчеркнуто эффектным антуражем, образами людей, лишенными не только сложности, но какой бы то ни было содержательности и одухотворенности. Это тоже своего рода утверждение «идеала», но оно не имеет ничего общего с серьезным исследованием личности; здесь столь явно понятие подлинной красоты подменяется красивостью, что невольно напрашивается желание назвать такие работы салонными.

Появление подобных произведений, к сожалению, не случайно. Оно часто связано с тем, что картина создается не в результате личного, собственного большого или малого открытия художником тех или иных сторон жизни, но на основе общих, расхожих суждений. Тогда и появляются надуманность, дидактичность, ложная многозначительность, как, например, в полотне Е. Родина «Отец и сын». Поверхностный, облегченный подход к образно-художественной задаче обнаруживается особенно отчетливо, когда дело касается серьезных, общественно значимых явлений действительности. Замысел картины О. Ибрагимова «Рабочие БАМа», его желание показать строителей, прокладывающих путь в непроходимой тайге, крупным планом, в некоем романтическом ореоле, заслуживает всяческого уважения. Но автор пошел по линии наименьшего сопротивления: понятая чисто внешне современность и «романтичность» деталей и аксессуаров, облика, одежды людей заслонила правду характеров, духовную содержательность образов. Между тем, правомерно избранная художником форма группового портрета-картины давала ему возможность глубокого и всестороннего решения важной темы.

К композиционному портрету, смыкающемуся по своей задаче с сюжетной картиной, обращаются многие молодые художники. На выставке особенно громко прозвучало принадлежащее именно к этому жанру живописи полотно Е. Романовой «Семья Василия Макаровича Шукшина». Романову давно привлекает в портрете возможность поставить сложную проблему взаимосвязи человека с современным миром (вспомним хотя бы «Председателя», «Автопортрет»). Утверждая свой этический, нравственный идеал, художница пыталась соотнести его со сферой бытия человека, стремилась акцентировать единство и взаимосвязь человека и среды, избирала «большую» форму портрета, не страшась тех сложностей и тех обязательств, которых эта форма требует от художника. А она требует многого.