Русское искусство в музеях Таллинна

  • Страница №2
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6

Русское искусство в музеях Таллинна. 1990. Автор: Тийна Абел

В 1792—1797 годах в Петербурге работая портретист из Австрии Иоганн Баггиста Лампе (1751—1830), чьи произведения отличаются высоким техническим мастерством, мягкой свободной манерой. В собрании музея хранится его «Портрет великого князя Александра Павловича» (1796). Портрет является почти точной копией фрагмента (голова я верхняя часть туловища) парадной композиции «Великие князья Александр я Константин Павловичи» (1795) — двоякого портрета сыновей Павла I, изображенных со статуей богини Минервы.

Творчество известнейших русских портретистов XVIII века представлено в собрании музея произведениями Федора Степановича Ровотова (1735 или 1736—1808), ему приписывается реплика на «Портрет Екатерины Николаевны Орловой» (1779?, оригинал которой в ГТГ). Работа относятся к концу 1770-х годов, ознаменовавших перелом в творчестве художника. Рокотов пытается сблизить я объединить различные формальные приемы парадной и интимной портретной живописи, способы их выражения. В. П. Орлова изображена с лентой ордена Св. Екатерины и оправленным в бриллианты наградным миниатюрным портретом Екатерины П, в подчеркивающей княжеское происхождение горностаевой мантии. Однако в печальной рассудительности ее ляда видна печать самоуглубленности, столь характерной для чувствительного женского типа Ф. С. Рокотова. Стремление отразить тонкий душевный трепет, нить, связующая творчество художника со стилем рококо и ранним русским сентиментализмом, ярче выражены в динамично решенном оригинале. Принадлежащее музею повторение портрета более парадно, сковано, выражение лица портретируемой почти кукольное. Блестяще написаны и приписываемые Ф. С Рокото-ву погрудные портреты Павла I (тип Ж. Л. Вуаля) и Петра Ш — произведения, авторство которых нуждается в уточнении.

Два парадных портрета из собрания музея — «Портрет супруги Павла I Марии Федоровны» и «Дамский портрет»— принадлежат Дмитрию Григорьевичу Левицкому (1735/37—1822). И хотя ткань праздничного наряда, тональная и цветовая моделировка выделяют руку мастера, на сегодня авторство этих произведений не доказано.

И. Б. Лампи был учителем великого   русского   портретиста   XVIII   века Владимира    Лукича      Боровиковского (1757—1825), чье творчество представлено  в  собрания прекрасной работой «Дамский портрет»     (1790-е гг.?). По композиционному построению он схож с портретом М. А. Львовой, написанным в те же годы.   Маленький   овальный портрет является своеобразным живописным    аналогом    распространенных тогда в литературе    интимных   форм (посвящения,  записи    в  альбомы), в рамках которых видели    возможность тонкой передачи эмоциональных   состояний. На металлической   пластинке изображена чуть кокетливая молодая дама, фоном служит напоминающий манеру миниатюрной живоппсп сельский пейзаж, гармонирующий с мечтательным обликом портретируемой. Вся трактовка картины создает настроение, которое напоминает распространенную тогда идею о естественной жизни на лоне природы. Внимание заслуживают целостность композиции, объединяющей разные пространственные планы, и красивые светло-синие цветовые созвучия. Ранее В. Л. Боровиковскому приписывали и выполненный на высоком уровне другой «Дамский портрет» — в фонде музея, однако Т. В. Алексеева в монографин «В. Л. Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII—XIX вв.», приводит данные о том, что подпись поддельная и работа кисти художника не принадлежит.

Еще в начале XIX века русское искусство искало возможность решения стилевых проблем в рамках портретного жанра. Черты раннего романтизма заметны в творчестве портретиста следующего поколения Ореста Адамовича Кипренского (1782—1836). В приписываемом ему «Мужском портрете» (в составленном Н. Н. Врангелем каталоге «Орест Адамович Кипренский в частных собраниях» этот портрет датируется приблизительно 1811 годом) па тонко выписанном темпом фоне выделяется мужская фигура в традиционном четвертном повороте. Некоторый оттенок академического романтизма сближает «Мужской портрет» с ранними портретами кисти К. П. Брюллова. На это сходство указывают внутреннее душевное напряжение портретируемого, эмоциональный накал, а также и динамика кисти. Именно в таком, интеллектуальном, со сложным душевным миром герое наиболее зримо воплощается процесс эмансипация личности, длившийся в портретном искусстве на протяжении всего XVIII века.