С.В. Герасимов. Из серии «Мастера советского искусства»

  • Страница №3
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6

С.В. Герасимов. Из серии «Мастера советского искусства». 1951. Автор: С. Разумовская

По этой галлерее портретов можно проследить и путь творческого развития художника, его искания, успехи и срывы, можно увидеть, как изменялась его живописная манера, какие проблемы живописного мастерства стояли у него на очереди, какими трудными и сложными путями шел Герасимов к реалистическому искусству.

Именно эти крестьянские портреты, в которых художник стремился дать правдивые, глубоко национальные образы, отражающие советскую действительность, помогли ему постепенно освобождаться от влияний формалистической западноевропейской живописи.

Первыми тематическими картинами С.В. Герасимов Герасимов Сергей Васильевич Герасимов Сергей Васильевич [1885—1964] Выдающийся русский и советский живописец, преподаватель. Первый секретарь правления Союза художников СССР (1958-1964). Лауреат Ленинской премии (1966). Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ и большинстве крупных музеев бывшего СССР....а были — «Сельсовет» (1924 г.), «Кожевники» (1925 г.), «Приезд коммуниста в деревню» (1927 г.). Эти картины говорят о том, как зорко следил Герасимов за всем, что творилось у нас в стране, в советской деревне. Но он еще далек от реалистического решения этих тем. Картины робки и наивны по композиции, по письму. Самый большой их недостаток — условность и малопонятность формального выражения, импрес-сионистичность приемов, при помощи которых невозможно написать реалистическую тематическую композицию. Человеческие лица и фигуры схематичны.

Чтобы подойти во всеоружии к решению больших тематических картин, Герасимов все время серьезно работал над совершенствованием своего живописного мастерства. Много было на пути ошибок, неудач, но талантливый художник учился на них.

В 1925 году С.В. Герасимов Герасимов Сергей Васильевич Герасимов Сергей Васильевич [1885—1964] Выдающийся русский и советский живописец, преподаватель. Первый секретарь правления Союза художников СССР (1958-1964). Лауреат Ленинской премии (1966). Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ и большинстве крупных музеев бывшего СССР.... поехал в заграничную командировку — в Италию, Турцию, Грецию. В Италии его внимание всего больше привлекла Сикстинская капелла Микельанджело, фрески Рафаэля, творения Тициана, Пьеро делла Франческо. Неизгладимое впечатление произвел на него храм Софии в Константинополе, поразила гармония солнечного афинского Акрополя.

«И все же, — писал художник, — мне вскоре захотелось домой, в Россию, к своим людям, к своему пейзажу, своей работе». Ему хотелось работать по-новому, обогатить свою живопись накопленным опытом.

В 1925 й в 1927 г. Герасимов снова ездил в Новгород и Псков. Он запечатлел в несколько романтизированных рисунках величавую красоту замечательных памятников древнерусской архитектуры. Но художника заинтересовала здесь и жизнь сегодняшнего дня, которую он увидел на полноводном Волхове. Под древними стенами кремля проплывали рыбацкие баркасы, белели паруса, рыбаки тянули невод, на солнце серебрилась чешуя рыбы, сверкала и переливалась поверхность воды. У Герасимова зародилась тема большой картины «Рыбаки на Волхове». Художник писал ее долго, стремясь вложить в нее все свое живописное умение. Но она несет на себе отпечаток увлечения импрессионистическими приемами.

Шли 30-е годы. Одна за другой осуществлялись грандиозные задачи социалистического строительства, поставленные Лениным и Сталиным. С огромным подъемом строил советский народ свое государство, свое хозяйство, свою социалистическую культуру.

30-е годы ознаменовались большими сдвигами и в советском изобразительном искусстве. Историческое решение ЦК ВКП(б) в апреле 1932 года изменило всю творческую жизнь советских художников. Все дотоле существовавшие отдельные художественные организации слились теперь в единый Союз советских художников, в единый фронт борьбы с формализмом за утверждение советского реалистического искусства.

Все более четко определялись задачи советского искусства, особенно после того, как товарищ Сталин выдвинул лозунг социалистического реализма, гениально определивший всю направленность советского искусства. Преобразование страны, социалистическое строительство в городе и деревне, образ нового человека социалистической эпохи становятся ведущими темами в искусстве.

Перед художниками открылись еще более широкие горизонты. Их ждала необъятная страна, их звали новые люди. Вдохновленные идеями социализма, художники поднимают большие темы, работают над совершенствованием своего живописного
мастерства.

Все эти годы прошли для Герасимова в интересных творческих поездках по стране, которые помогли ему теснее слиться с народом, включиться в общее дело строительства социализма. В 1929 году Герасимов поехал в творческую командировку на нефтепромыслы в Баку. В 1930 году художник побывал в подмосковных молочных и животноводческих совхозах. В 1931 году он едет на лесосплав в Архангельск. Основные работы этого цикла: «Лесокатка» 1931 г., «Погрузка леса в Архангельске» 1931 г., «Погрузка алебастра в Архангельске» 1932 г. Художник много работал над портретами новых советских людей — «Ударник Рагушин» 1931 г., «Профуполномоченный» 1931 г., «Подвозчица леса» 1931 г. и др.

Побывал [С.В. Герасимов Герасимов Сергей Васильевич Герасимов Сергей Васильевич [1885—1964] Выдающийся русский и советский живописец, преподаватель. Первый секретарь правления Союза художников СССР (1958-1964). Лауреат Ленинской премии (1966). Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ и большинстве крупных музеев бывшего СССР.... на Беломорско-Балтийском канале, в нефтяных городках на Урале. В своих пейзажах он очень верно передает своеобразие природы севера, среднерусской полосы, юга. В 1935 и 1938 гг. художник был на Кавказе.

Своеобразна серия кисловодских пейзажей С.В. Герасимов Герасимов Сергей Васильевич Герасимов Сергей Васильевич [1885—1964] Выдающийся русский и советский живописец, преподаватель. Первый секретарь правления Союза художников СССР (1958-1964). Лауреат Ленинской премии (1966). Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ и большинстве крупных музеев бывшего СССР....а, в которых живо запечатлен характер Кисловодска, его радостные солнечные улички, с пестрой нарядной толпой, с сильными контрастами света и тени, с белыми зданиями, сверкающими среди темных дирамидальных тополей на фоне гор («Кисловодск» 1939 г.). Ряд работ выполнен художником в окрестностях Кисловодска («На Кавказе», «Аэроплан», «Всадник», «Горцы-призывники»). Серию пейзажей Еревана, живописного озера Севан привез художник из Армении.

На протяжении всей своей деятельности С Герасимов много занимается пейзажем, составляющим одну из сильных сторон его творчества. И в этой области художнику пришлось преодолевать влияние импрессионизма, прежде чем он создал целый ряд значительных пейзажных произведений.

Наиболее близка Герасимову природа среднерусской полосы. С безграничной любовью к родным местам, передавая их скромную, сдержанную красоту, художник достигает большой проникновенности и силы выражения. Он изображает природу по-весеннему трепетной и полной ожидания («Весеннее утро» 1935 г., «Весенний разлив» 1935 г., «Весна» 1950 г. и др.), овеянной здоровой зимней свежестью («Зима» 1939 г.), в спокойной зрелости урожайного лета («Колхозный урожай», «На Чусовой»), в осеннее ненастье, бурной, с бешеным ветром, с потемневшей рекой, сердито кипящей у плотины («Осенний паводок» 1934 г., «Поздняя осень» 1935 г.).

Пейзажным произведениям С.В. Герасимов Герасимов Сергей Васильевич Герасимов Сергей Васильевич [1885—1964] Выдающийся русский и советский живописец, преподаватель. Первый секретарь правления Союза художников СССР (1958-1964). Лауреат Ленинской премии (1966). Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ и большинстве крупных музеев бывшего СССР....а присущи черты художественного обобщения и типизации. В этом, пожалуй, их основная особенность. Они воспринимаются не только как правдивый портрет местности в какой-либо момент, но гораздо шире—как обобщенное и глубоко поэтическое изображение русской природы. ...«Лед прошел». Вскрылись серые воды узкой речушки. По небу бегут легкие облачка. Верхушки еще прозрачных безлистных деревьев срезаны рамой картины; перед нами кусочек весенней природы обычный, скромный, «без особых примет». Так наступает неяркая, но полная поэзии ранняя весна.

Тонкая передача состояния природы, ее настроения, органически входит у С.В. Герасимов Герасимов Сергей Васильевич Герасимов Сергей Васильевич [1885—1964] Выдающийся русский и советский живописец, преподаватель. Первый секретарь правления Союза художников СССР (1958-1964). Лауреат Ленинской премии (1966). Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ и большинстве крупных музеев бывшего СССР....а в задачу воспроизведения неповторимого облика родного края. Художник все время работает над преодолением остатков импрессионизма, сказывающихся в недостаточной пластической убедительности, эскизности, незавершенности некоторых его пейзажных картин. В послевоенные годы Герасимов стремится к созданию монументального композиционного пейзажа-картины. Еще со времен поездки на Беломорско-Балтийский канал художник с увлечением запечатлевает черты нового в пейзаже сегодняшнего дня. Неотъемлемо входят в его произведения панорамы колхозных полей, богатой плодородной земли, на которой есть где развернуться энергии советского человека.

Уделяя значительное место в своем творчестве крестьянской теме, художник чутко отражал, как вместе с коренной перестройкой деревни, вместе с успехами новой колхозной жизни изменяется облик советского крестьянина.