Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944]

  • Страница №6
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6

С.Ю. Жуковский. Годы учения в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. 1980. Автор: Горелов М.И.

Из четвертого, последнего письма становится известно, что картина приобретена в Третьяковскую галерею:

«Многоуважаемый Павел Михайлович! Очень был бы благодарен Вам, если бы Вы были столь любезны, позволили бы получить следующие мне 300 руб. за картину «Весенний вечерЖуковский С. Ю. Весенний вечерВесенний вечер. 1896Холст, масло, 71 x 98Дальневосточный художественный музей». Я лично хотел бы просить Вас, но не смел Вас беспокоить, тем более что Вы, как я слышал, были нездоровы.

Остаюсь с глубоким уважением С. Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... 1897 г. 11 апр.».

Из этих писем мы узнаем, что первая картина Жуковского, приобретенная в галерею П.М. Третьяковым, называлась «Весенний вечерЖуковский С. Ю. Весенний вечерВесенний вечер. 1896Холст, масло, 71 x 98Дальневосточный художественный музей» (1896) и, по признанию самого художника, являлась для того времени лучшей из его картин. Эта картина показывалась на 25-й Передвижной выставке в 1897 году.

На переднем плане — берег с порыжевшей прошлогодней травой, сквозь которую пробивается первая зелень. На втором плане, за болотцем, — молодые березки, далее видна чаща березового леса, тонущая в глубоватом вечернем тумане; выше протянулась полоса бледно-жемчужного неба. Угасла вечерняя заря, и вдруг за деревьями зажглись оранжевыми вспышками огни, обнаружив скрытую за рощей усадьбу. В этом вечере есть что-то задумчиво-нежное, наполняющее зрителя чувством весеннего обновления.

Картину отличает тонкая выписанность деталей и сдержанный коричневатый колорит. Она является типичной для основного направления творчества художника того времени. В произведениях Жуковского Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... 1896—1897 годов обнаруживается тенденция к расширению пространства за счет ограничения глубины. Обычно открытое пространство луга или опушки замыкается чащей леса. Небо изображается узкой полосой.  Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... увлечен проблемой освещения «сквозь ветви». В картине «Весенний вечерЖуковский С. Ю. Весенний вечерВесенний вечер. 1896Холст, масло, 71 x 98Дальневосточный художественный музей» он изображает в глубине рощи огни усадьбы, в «Апрельском вечереЖуковский С. Ю. Апрельский вечер ( Весна. Вечер )Апрельский вечер ( Весна. Вечер ). 1898Холст, масло, 67 x 127Челябинская областная картинная галерея» (1898, Челябинская картинная галерея) — сквозь ветви просвечивает розовое небо. Закаты Жуковского в сопоставлении с эффектными закатами Ю.Ю. Клевера Клевер Юлий Юльевич (старший) Клевер Юлий Юльевич (старший) [1850—1924] Русский художник. Пейзажист. Учился в Императорской Академии Художеств у С.М. Воробьёва и М.К. Клодта. Академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге (1878). Классный художник первой степени (1876). Профессор (1881).... кажутся сдержанными в цветовом отношении.

Жуковского Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... в это время увлекают предвечерние пейзажи не только с узко направленным освещением, но и с широкими световыми потоками, когда заходящее солнце находится не перед зрителем, а как бы позади него. К таким работам относится «Закат. Верховья ВолгиЖуковский С. Ю. Река. Вечер (Закат. Верховья Волги)Река. Вечер (Закат. Верховья Волги). 1897Холст, масло, 67 x 104Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки» (1897), хранящийся в музее-квартире Н.С. Голованова в Москве.

В этом произведении переданы сильные контрасты светотени. Помещая самые яркие пятна в середине чащи леса, то есть в центре полотна, художник добивается композиционной собранности картины. Озаренный огнями заката, с ласкающими глаз отражениями этих огней в воде, суровый пейзаж принимает приветливый вид. Если в пейзажах с мотивом «сквозь ветви» было достигнуто минорное звучание образа, то в пейзажах, залитых прямым солнечным светом, наоборот, царит мажорное настроение. Название картины: «Закат. Верховья ВолгиЖуковский С. Ю. Река. Вечер (Закат. Верховья Волги)Река. Вечер (Закат. Верховья Волги). 1897Холст, масло, 67 x 104Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки» — свидетельствует о том, что Жуковский в 1897 году находился в Тверской губернии, где исполнил большинство выставленных произведений, в частности «Осеннее утро в верховьях Волги» и «Верховья Волги. Ветрено».

В том же году Жуковский, находясь в имении Муханово Московской губернии, написал «Гостиную с окном в сад» (собрание Е. В. Афанасьевой, Ленинград), которая является самым первым произведением художника интерьерного жанра! Выполненная еще во многом ученически, эта работа свидетельствует о любви художника к старине, к своеобразному уюту гостиных александровской эпохи. Холодные изумрудные и зеленые тона отделки стен контрастируют с теплыми тонами мебели красного дерева. Солнечный свет, бросая блики на окно, штору, белую  скатерть  и  позолоченную  раму  картины,   поэтически преображает интерьер.

В период творческого формирования Жуковского картин, подобных этой, мы не находим. Только спустя полтора десятилетия интерьерная тематика заняла наряду с пейзажной одно из ведущих мест в его искусстве.

В более поздних справках  Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... сообщает, что «в 1897 году получил малые серебряные медали и в этом же году женился — тоже на ученице школы Живописи Александре Александровне Игнатьевой». Он заботится о том, чтобы быстрее оформить документы о получении художественного образования. Обращаясь в Совет преподавателей Училища 8 апреля 1897 года, он просит перевести его из вольных посетителей в число учеников, которые по окончании курса получали звание неклассного художника. Просьба его была удовлетворена, и звание неклассного художника дало ему возможность получить увольнительное свидетельство об исключении из податного состояния.

Во многом меняется и материальное положение Жуковского Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д..... В 1896 году он переезжает из Училища в дом Богомолова на Каланчевской улице, в меблированные комнаты гостиницы «Санкт-Петербург».

М.И. Горелов
Издательство «Искусство», 1982 год.