Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944]

  • Страница №1
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

С.Ю. Жуковский. Завершение творческого формирования на рубеже XIX и XX веков. 1980. Автор: Горелов М.И.

В период завершения своего художественного формирования на грани двух столетий Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... пробует силы в разных областях пейзажа: в чистом и усадебном, в эпическом и лирическом.

Начиная с 1897 года в творчестве Жуковского можно проследить две основные ветви. Одна связана с созданием образов «очеловеченной» природы, другая — с созданием образов «чистой» природы. В тех пейзажах, где художник выступает поэтом очеловеченной природы, природы — кормилицы народной, золотой кладовой человека, наиболее ярко проявилась демократическая направленность его искусства. В чистых пейзажах он представляется поэтом обновления мира природы, певцом веселого праздника, которому, кажется, не будет конца.

Демократическая направленность творчества Жуковского развивалась прежде всего под влиянием искусства А.К. Саврасова Саврасов Алексей Кондратьевич Саврасов Алексей Кондратьевич [1830—1897] Выдающийся русский живописец, пейзажист, основоположник лирического пейзажа. Замечательный педагог, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан...., учителя И.И. Левитана Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель "пейзажа настроения". Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. .... Об интересе Жуковского к Саврасову мы узнаем из воспоминаний Ю.Ю. Савицкого: «Очень чтил Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... и Саврасова. Помню, кто-то из художников принес показать небольшую саврасовскую картину, изображающую закат в поле. Жуковский прямо впился в нее. «Ах, как это верно! Трудно даже сказать, как это верно! Только человек, живущий природой, мог так написать», — говорил он, побледнев от скрытого волнения» (см. Приложение II).

Жуковского, как в свое время и Левитана, в творчестве Саврасова привлекала глубоко народная основа его искусства. В пейзажах Саврасова всегда присутствует активное человеческое начало. Такова, например, картина 1873 года «К концу лета на ВолгеСаврасов А. К. К концу лета на ВолгеК концу лета на Волге. 1873Холст, масло., 55 x 44Государственная Третьяковская галерея». В ней изображено убранное поле, когда снопы сложены в скирды; вдали, на берегу Волги, виднеется деревенька с маячащей на косогоре ветряной мельницей. Саврасов в этом произведении воспел труд русского крестьянина, представил его эпически возвышенным, лирически прекрасным. Под влиянием саврасовского творчества определилась демократическая линия искусства Жуковского. Он создает серию деревенских пейзажей прославляющих труд русского крестьянства. Об этом свидетельствует его пейзаж «Снопы. Сжатое полеЖуковский С. Ю. Снопы. Сжатое полеСнопы. Сжатое поле. 1897Холст на картоне, масло., 12 x 17,2Государственная Третьяковская галерея» (1897, Третьяковская галерея), написанный в год смерти Саврасова. В этом маленьком этюде много солнца, воздуха. Это целостный оораз природы, выступающей в венце человеческого труда. Золотистый свет пронизал голубые просторы, и кажется, что он будет торжествовать всегда Розовато-фиолетовые облака скользят по бескрайнему небу, уходя за горизонт и словно расширяя границы видимого. Поля залиты светом, дышат теплом, манят привольем русских просторов. Несмотря на то, что в картине контрастно противопоставлены укрупненные, широко написанные детали переднего плана и миниатюрные подробности заднего, планы не отрываются друг от друга, объединенные монохромной золотистой гаммой.

Жуковскому Саврасов был близок своей неизменной приверженностью к целостному одухотворенному образу природы, переданному со всей правдивостью и простотой. Выдающийся художник лирического пейзажа открыл «в этой простоте целый мир высокой поэзии», по выражению Левитана.

Творчество Саврасова увлекало Жуковского также и приемами раскрытия содержания. В отличие от художников венециановской школы, безмятежному ясному духу картин которых соответствовала столь же спокойная, ровная манера письма, Саврасов в пейзажах среднерусской полосы впервые использовал прием контрастных сопоставлений, всегда, однако, подчиненных колористической гармонии. Эта традиция будет проявляться на всем протяжении творческого пути Жуковского, особенно в его зрелый период, наполненный смелыми живописными дерзаниями, в частности, введением контрастных противопоставлений создающих ощущение разнообразия в едином образе природы

Картина «ВеснаЖуковский С. Ю. Весна. Кусты сирениВесна. Кусты сирени. 1898Холст, масло, 40,5 x 59Государственная Третьяковская галерея» (1898, Третьяковская галерея) открывает направление «чистого» пейзажа в творчестве Жуковского. В просвете фиолетово-голубоватых облаков виднеется бледное зеленовато-золотистое небо. Внизу расстилается равнина, полная цветения и ликования, переданная во всей своей девственной чистоте и свежести. Здесь все наполнено привольем и разнообразием. Фиолетовая сирень соревнуется в цветении с белой. Луга уходят сплошным зеленым массивом к песчаным отмелям у далеких берегов. Кажется, что облачное небо проясняется и природа готовится предстать во всей красе и благоухании. Художник как бы дает почувствовать, что великая радость всеобщего обновления природы может быть выражена даже без сияния солнца, без блеска красок. Трава на переднем плане написана общо, недетализированно, что создает ощущение воздуха. Сиреневые и голубые тона соседствуют с сероватыми, дымчатыми и зелеными оттенками самых нежных градаций.

Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... и в прежние годы обращался к подобному сюжету. По-видимому, к 1896 году относится «Сирень» (Третьяковская галерея), где цветущий куст представлен на фоне деревьев. Этот пейзаж, передающий уголок парка, носит камерный характер. В картине «Весна» кусты показаны на фоне простирающихся к горизонту лугов, чем выражено ощущение шири и дали, бескрайности земных просторов.

Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... принимает «еще некоторое время после окончания школы участие на ученических выставках». В их каталогах перечислены названия картин тех лет. Вдумываясь в эти названия, можно почувствовать, что перед нами художник, которого больше всего интересуют переломные моменты в жизни природы, такие, как смена времен года и смена времени дня. Он выступает певцом весенней и осенней природы, представленной то на закате солнца, то в свете пробуждающегося утра. Те времена года, когда эти ежедневные изменения в состоянии природы почти неприметны, он оставляет без внимания, и они не волнуют-его чувства и воображение. Может быть, поэтому у него мало картин, изображающих жаркое лето или суровые зимы. Эта особенность его творчества

сохранилась у него на всю жизнь. Много лет спустя он не раз высказывался о своей склонности к определенным сюжетам.

«Как художник Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... больше всего любил весну и осень. Он говорил: «Конечно, я пишу во все времена года, но меньше всего люблю лето. Самое интенсивное наслаждение природой для меня кончается в мае». С мая по сентябрь природа меньше вдохновляла Жуковского, но он писал ее не переставая, в силу непреодолимой жажды творчества» (см. Приложение II).

На XXI ученической выставке 1898 года из четырнадцати работ Жуковского четыре составляют весенние пейзажи, две воссоздают образ осенней природы и две изображают начало зимы. На XXII ученической выставке, открывшейся в 1899 году, соотношение между весенними и осенними пейзажами уже иное. Осень представлена четырьмя пейзажами, весна — двумя, начало зимы характеризует один пейзаж.

Такое предпочтение всем другим осенних мотивов, заключающих в себе красочное богатство природы, было обусловлено стремлением Жуковского выявить свойственный ему дар колориста.