С.Ю. Жуковский. Завершение творческого формирования на рубеже XIX и XX веков. 1980. Автор: Горелов М.И.
К тому же периоду относятся и усадебные пейзажи, два из которых изображают зимнюю лунную ночь (Третьяковская галерея, Кировский художественный музей). В них, в отличие от прежних архитектурных пейзажей, господствует образ природы как таковой; здание занимает подчиненное место.
Одна из этих картин была удостоена награды, о чем известно из прошения Жуковского на имя директора училища: «Имею честь покорнейше просить, не окажется ли возможным удостоить меня выдачей Большой Серебряной медали за одну из картин, находящихся на 29-й Передвижной выставке». На прошении стоит резолюция: «Присуждена большая медаль за картину «Лунная ночь» 7Л V — 1901 г.».
Картина «Лунная ночьЛунная ночь. 1899Холст, масло, 88,3 x 115Государственная Третьяковская галерея» (1899, Третьяковская галерея), по-видимому, обратила на себя внимание оригинальностью образа и новизной изобразительных средств. Здесь показана помещичья усадьба. Сюжет не был неожиданным для Жуковского. Но впервые в его искусстве усадьба была передана в лунном освещении зимней ночью. Художник выступил с большим полотном, обнаруживая дар монументалиста и декоратора. Монументальный подход проявился в строгости и статичности композиции с ее акцентированной осью симметрии и выделенными на переднем плане мощными объемами. Вместе с тем здесь обнаруживается и другой декоративный прием: фронтальное расположение дома придает плоскостность заднему плану. В то же время монументальные и декоративные элементы не приобретают самодовлеющего значения, а служат только средством достижения наибольшей цельности образа, никак не нарушая ощущения иллюзии пространства. В лунном свете массы потеряли ощущение тяжеловесности, плоскость стены дома лишилась силы тона и четкости контуров. В картине как бы объединились влияния академического искусства, проявившиеся в строгом статическом построении композиции, и современные влияния, идущие от декоративизма , при общем лирическом настрое левитановской школы. Все это многообразие влияний слилось в едином сплаве реалистического искусства. Внешне романтический сюжет наполнен жизненным содержанием. В отличие от академических художников романтического направления, таких, как , с их пристрастием к светотеневым и цветовым эффектам, Жуковский, напротив, стремился к спокойной, предельно скупой монохромной колористической гамме. Однако за этой простотой обнаруживается мастерское владение валерами. Все заснеженное, залитое лунным светом пространство переднего плана пронизано розоватыми и фиолетоватыми рефлексами, оживляющими белоснежное зимнее покрывало, создающими ощущение световоздушной среды. Фиолетовые затенения на снегу перекликаются с лило-ватыми пятнами на стене деревянного дома и с глубокими тонами ночного синего неба. Розоватые оттенки снега как бы выявляют бледно-палевые участки дома, словно тающие в лунном сиянии. Фиолетово-розоватая цветовая гамма выражает поэзию лунного света, падающего с большой высоты безоблачного ночного зимнего неба. Луна не показана, но лунный свет царит в природе, словно являясь главным «героем» пейзажа. Но, несмотря на свою яркость, лунное сияние не в силах затмить свет звезд, сверкающих в синеве неба и как бы бодрствующих среди этой ночи.
Дом оставлен людьми, о чем свидетельствуют занесенное снегом крыльцо и отсутствие следов на снегу. На стеклах окон слабо мерцают серебристые блики лунного света, выявляющие дрожащие в морозном воздухе пушинки инея, а в уголке застекленной террасы отразился и заиграл золотистыми переливами сам лунный диск, оживив покинутое жилище и как бы приобщив его к жизни окружающей природы. И кажется, что этот старый деревянный дом словно погрузился в зимний длительный и какой-то просветленно-живительный сон, подобно ветвям деревьев, которые терпеливо ждут и дождутся весны.
Появившаяся на 28-й Передвижной выставке в 1900 году картина «Лунная ночьЛунная ночь. 1899Холст, масло, 88,3 x 115Государственная Третьяковская галерея» привлекла внимание ценителей искусства. Один из критиков в обзоре передвижной выставки писал: «Превосходные пейзажи выставил . Это, бесспорно, один из лучших наших пейзажистов. У него на выставке есть действительно замечательная вещь «Лунная ночьЛунная ночь. 1899Холст, масло, 88,3 x 115Государственная Третьяковская галерея», изображающая усадьбу зимой, залитую лунным светом. Тут бесподобно написано отражение лунного света на стеклах террасы».
Другой критик высказался в негативном плане: «... г. Жуковский... выставил «Лунную ночь», а мы видим в ней божий день и верить ему не согласны. По этому вопросу всякий разумный человек вправе отстаивать свой взгляд и всякий может отличить день от ночи. На картине виден фотографически переданный снег, при совершенно ясной погоде, а художнику хочется всякого уверить, что это он ночь изобразил, а не день. Но это ему не удается, и зритель остается при своем убеждении».
Последнему критику показалось странным, как можно средствами светлой живописи изображать лунную ночь. Но в этом как раз и заключалось новаторство Жуковского, принципиально отказавшегося от мрачной палитры художников романтической школы, стремящихся передать эффект таинственности ночи. Он сделал правильные наблюдения, что в полночь, когда луна отражает максимальное количество солнечных лучей, в свою очередь полностью отраженных от снежных покровов, вся природа предстает в каком-то золотисто-розоватом сиянии. Сам Лунная ночьЛунная ночь. 1899Холст, масло, 88,3 x 115Государственная Третьяковская галерея» одним из лучших свойх произведений. Согласно уставу Московского художественного общества, награждение большой серебряной медалью принесло Жуковскому звание классного художника.
несколько лет спустя считал картину «