Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944]

  • Страница №5

Станислав Юлианович Жуковский. Жизнь и творчество.. 1974. Автор: И.И. Станкевич

Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д...., по-видимому, не принадлежал ни к одной из сторон. По крайней мере, он не проявлял собственных чувств открыто. Передвижники без колебаний приняли его — не начинающего художника, но еще только ученика школы, и, как покажут дальнейшие события, мирискусники также были не прочь видеть его в своих рядах.

Но деятельность «Мира искусства» не исчерпывала того многообразия проблем, которые выдвигала эпоха.

И надежды москвичей на переустройство Товарищества, где, по словам К. К. Первухина, «мы имеем уже готовый комплект, даже готовый строй, если вернуться к чистым и верным... началам истинного товарищества, если на знаменах подновить стертые символы: «Искусство» и «Искренность» да прибавить «Свобода», — не оправдались. Сыграв свою историческую роль в сложении и развитии демократического искусства в России, передвижники (кроме Поленова Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в..., Репина Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,..., Ге Ге Николай Николаевич Ге Николай Николаевич [1831—1894] Выдающийся русский исторический живописец и портретист. Один из основателей Товарищества передвижников.  Мастер психологического портрета, его кисти принадлежит прекрасный портрет Л. Н. Толстого....) старались отгородиться от притока свежих и молодых творческих сил.

Тогда в Москве стали все решительнее поговаривать о создании «своего» общества. Успех двух «Выставок 36-ти художников», организованных сепаратно от мирискусников, но с привлечением сочувствующих идее петербуржцев, укрепили намерения москвичей. Наконец в 1903 году, после многодневных дебатов, обе группировки, петербургский «Мир искусства» и московская «Выставка 30-ти художников», каждая из которых отдельно не в состоянии была ответить на запросы времени, соединяются в единый союз  «Союз русских художников».

Только цельностью характера можно объяснить определенную устойчивость эстетических взглядов Жуковского Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д..... Вместе с тем его воззрения не ограничивались узкими рамками какой-либо одной организации. Он обладал широтой мышления, и необходимой «терпимостью» по отношению к своим антиподам. Придерживаясь направления, связанного с «Союзом русских художников», и не порывая совсем с передвижниками (после выхода из Товарищества Жуковский продолжал посылать лучшие из своих произведений на передвижные выставки), он отдавал должное и достижениям мирискусников. И вот, в 1916 году, когда москвичи и петербуржцы, так и не сумевшие найти общий язык, вновь разделились, Жуковский обращается к Александру Бенуа Бенуа Александр Николаевич Бенуа Александр Николаевич [1870—1960] Русский художник, живописец и график-станковист, иллюстратор и оформитель книги, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто. Из семьи известных архитекторов Бенуа.... с просьбой уступить ему одну из работ для своей коллекции. «Буду надеяться, — пишет он в Петербург,— что теперь, наконец, осуществится давнишнее желание, осуществлению которого мешала эта ужасная вражда, и я очень рад, что мне лично чуждо это чувство и могу без помехи любить художника враждебной нам партии».

И собственное искусство Жуковского Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... не было чем-то однажды установившимся и неизменным. На крепко усвоенные передвижнические традиции со временем наслоились и другие влияния, связанные с достижениями мастеров «Союза» и «Мира искусства».

Если Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д....-семьянин (он взял на.воспитание дочь разбитого параличом брата Болеслава маленькую Марию), добрый приятель многих московских художников, страстный театрал и завсегдатай Шмаровинских «сред», где шумно спорили об искусстве, ужинали и рисовали за общим столом, очень любил Москву с ее чисто русским укладом жизни, с напряженной художественной атмосферой. Жуковский-художник постоянно рвался из дома. Он путешествовал по южной России, по старым провинциальным городкам, гостил в подмосковных имениях, еще сохранявших аромат неторопливого и размеренного сельского быта.

Ничто так не ценил художник и ничто не настраивало его на рабочий ритм, не успокаивало душевно, как жизнь в деревне летом. Закончив дела по устройству и открытию выставки, он уезжал в излюбленные свои места, в Тверскую губернию. Каждое лето приносило ему знакомство с каким-нибудь новым местом. То он работал у озера Удомля близ станции Еремково, то подолгу гостил в имении Всесвятское и пешком ходил в Островки, к озеру Молдино. Две страсти обуревали его постоянно, но обе они — охота и живопись — питались одной большой любовью к природе. Гостеприимные хозяева давно уже знали привычки и вкусы художника, и он мог спокойно работать. На несколько дней исчезал иногда Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... с ружьем и собакой. Возвращался под вечер, уставший, но со смеющимися глазами. Приносил подстреленную дичь, серебристых окуней. У себя в комнате рассматривал написанные накануне этюды. За вечерним чаем охотно рассказывал о своих приключениях, наслаждаясь покоем и отдыхом.

Тихим рассветным утром любил Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... отворять окно в сумрачный еще сад, прислушиваясь к нарастающим звукам и шорохам пробуждающейся природы. Светало, и он уходил по росистой траве далеко в поле. Начинало розоветь небо на горизонте, и художник готовился к работе. Уверенным движением кисти, стараясь не упустить нужное ему освещение, фиксировал основное — краски земли и неба. Откладывал записанные картоны и брал новые... Так он изучал цветовое содержание восхода, полуденного марева и вечерних сумерек. Эти этюды, бережно хранимые, помогали Жуковскому в работе, а самый процесс приучил с изумительной точностью схватывать мгновенно меняющееся состояние природы.

На рубеже XIX—XX столетий художники смело провозгласили натуру главной эстетической ценностью искусства. Русская живопись обогатилась завоеваниями пленэра, что позволяло современникам Жуковского Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... добиться больших результатов в развитии художественного мастерства, в утверждении своих идеалов прекрасного. Оно виделось в том, что непредвзято, просто, даже обыденно. Заметно расширился круг сюжетов, и многое из того, что раньше относили к «незначительным» темам, приобретает теперь исключительный интерес. Пейзажисты решительно отказываются от повествования и рассказа, но углубляются в изучение оттенков и переходов в состояние природы, и главным содержанием картины становится настроение.