Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944]

  • Страница №6

Станислав Юлианович Жуковский. Жизнь и творчество.. 1974. Автор: И.И. Станкевич

Первые пейзажи художника окрашены мягким поэтическим чувством и представляют собой мотивы деревенской природы.

Покоряясь своему настроению, Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... пишет свободно и просто. Ничто не связывает его: ни заученная манера, ни желание подражать кому-либо. Собственные его впечатления выливаются  в  живые  и  полнокровные образы.   Он веритюдной только натуре, учится у нее и вдохновляется только ею... Художник пока еще во власти увиденного, еще не чувствует потребности рассказать о самом себе, оставить частицу души в каждом пейзаже. Творческая его фантазия сдерживается до поры до времени самим процессом познания. В методе Жуковского можно заметить соединение двух различных тенденций. С одной стороны, он стремится сохранить на холсте все то, что поразило его с первого взгляда. С другой — никогда не ограничивается мимолетностью впечатления, стараясь добиться полноты и цельности «картинного» образа. Непосредственное наблюдение природы подсказывает ему тот или иной изобразительный прием, ту или иную цветовую гармонию. И он не устает трудиться, в каждой новой работе жаждет добиться большей правды и красоты образа. Он ищет оттенков в мелодии настроения, хочет уловить едва уловимое, ибо его постоянно влекут неизведанные пути.

Вот Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... пишет убранное ржаное поле, не позволяя себе быть неточным в передаче едва заметных отсветов, которые отбрасывает на жнивье холодное небо («СнопыЖуковский С. Ю. Снопы. Сжатое полеСнопы. Сжатое поле. 1897Холст на картоне, масло., 12 x 17,2Государственная Третьяковская галерея», 1897). В пейзаже все строится на тонком созвучии сдержанных, негусто положенных красок. Иным содержанием проникнут «Весенний деньЖуковский С. Ю. Весенний деньВесенний день. 1901Бумага на картоне, акварель, 41,6 x 50Государственная Третьяковская галерея» (1901), где свеже-вспаханная земля словно излучает призрачный, чуть розоватый свет. К 1902 году относится живой и трепетный пейзаж «Весной»— с талой водой, с синими тенями, побежавшими по пригорку от молоденьких елей. Динамичность пластического мотива и холодноватая цветовая гамма, увиденная в природе, но «поднятая» в своем звучании, раскрывает изменчивость переходного весеннего состояния.

В один из пасмурных дней Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... работал в подмосковной деревне Хотьково. Начиналось пасмурное тихое утро, и все вокруг казалось серым и полусонным... В этюде очень верно передано это тонкое состояние. Потемневшие от непогоды крестьянские избы, приютившиеся на пригорке, едва различимы на фоне влажного, покрытого облаками неба («Москва. ХотьковоЖуковский С. Ю. ХотьковоХотьково. 1903Холст, масло, 32 x 51,3Государственная Третьяковская галерея», 1903).

Постепенно Жуковский Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д.... нащупывает существо сюжетов, в которых его душевный настрой раскрывается наиболее полно. Его художническое лицо начинает обрисовываться очень отчетливо. Это касается не только и не столько исполнительской манеры, ибо совокупность приемов, которые вырабатываются со временем, и чисто индивидуальная. изобразительная система обычно теснейшим: образом связаны с самой особенностью видения, обусловливающей творческий метод мастера. Основные принципы, которыми руководствовался Жуковский, оставались незыблемыми — он всегда исходил из реальной натуры, но характер интерпретации этой натуры с годами менялся. Неизменно следуя правде, художник все более активно привносил в изображение что-то свое, какую-то глубоко личную ноту, звучавшую в унисон с его настроением. Мир его образов, может быть, и не отличается большим разнообразием. Сюжеты старых усадеб и камерные пейзажи встречались в творчеетве многих его современников. Но в истолковании Жуковского они обретали новую жизнь. Как и Виноградов Виноградов Сергей Арсеньевич Виноградов Сергей Арсеньевич [1869—1938] Русский художник, живописец. Действительный Член Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств (1916). С 1880 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его учителями были В.Е. Маковский, В.Д. Поленов и И.М. Прянишников. В 1889..., он воспевал красоту какого-нибудь незначительного, не каждому бросающегося в глаза кусочка пейзажа: цветущую ветку, поленницу дров или пятнышко травы на пригорке, ибо исповедовал эстетическое кредо мастеров «Союза русских художников», со страстью утверждавших, что все прекрасно в натуре. Так незначительное стало обыгрываться, приобретать живой интерес, и, наконец, заняло ведущее место в картине. Вполне естественно, что, обладая ярко выраженным дарованием живописца, Жуковский в утверждении красоты обыденного главную роль отводил именно цвету, наполненному, глубоко эмоциональному, «поющему»... Поколение Жуковского — Виноградова не могло оставаться равнодушным к колористическим откровениям Константина Коровина, в той или иной мере оказавшего влияние на живописное видение целого круга московских художников. Однако в искусстве Жуковского преобладало левитановское начало, определявшее характер его цветовых гармоний, которые всегда рождались самой мелодией настроения.

В те годы художник с упоением писал все, что видел вокруг, и во всем находил отклик собственным чувствам и мыслям. Радостно сознавал возможности своего таланта, пробовал силы в различных жанрах. Напряженный драматизм «Осеннего вечераЖуковский С. Ю. Осенний вечерОсенний вечер. 1905Холст, масло, 75,2 x 115Государственная Третьяковская галерея» (1905) кажется необычным для Жуковского Жуковский Станислав Юлианович Жуковский Станислав Юлианович [1873—1944] Русский художник. Живописец. Пейзажист. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 - 1901). Его наставниками были такие выдающеися масера как К.А. Савицкий, А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, Л.О. Пастернак, В.Д....-лирика.

Вместе с тем именно в этом пейзаже с наибольшей полнотой выражена сама коллизия усадьбы, как ее понимали в искусстве и литературе того времени. Буржуазная действительность обрекала старые дворянские гнезда на запустение: прежние их владельцы перестали быть хозяевами жизни, уступив главную роль богатым промышленникам. В интерпретации многих художников и писателей уходящий в прошлое усадебный быт приобретал романтическую окраску. В таком стремлении опоэтизировать старину сказался противоречивый и сложный характер эпохи, находящейся в преддверии больших перемен.