Суриков Василий Иванович [1848—1916]

  • Страница №2
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7

В.И. Суриков. Путеводитель по выставке. 1937. Автор: С. Дружинин

 

Из работ академического периода должен быть отмечен «Натурщик» 1875 года, прекрасно выполненное академическое задание, свидетельствующее о мастерском сочетании точного строгого рисунка с жизненностью ж живописностью. Среди композиций на заданные библейские и евангельские темы выделяются:«Пир ВалтасараСуриков В. И. Пир ВалтасараПир Валтасара. 1874Эскиз Холст, масло., 81 x 140Государственный Русский музей»,1874 год. Сцена последнего пира халдейского царя Валтасара, сына Навуходоносора, когда пророк Дании объясняет встревоженному царю значение чудесно начертанных огненной рукой на стене слов: «мене, текел, ферес» («исчислено, взвешено, разделено»), предвещающих падение Вавилона.

«Милосердный самаритянинСуриков В. И. Милосердный самаритянинМилосердный самаритянин. 1874Холст, маслоКрасноярский художественный музей им В.И. Сурикова»,1874 год. Работа, за которую Суриков Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ... получил вторую золотую медаль, написанная на тему евангельской притчи. Среди раскаленной солнцем пустыни, окутанной знойной мглой, лежит израненный и ограбленный разбойниками иудей, мимо которого равнодушно прошел священник, и которому оказывает помощь презираемый иноплеменник-самарянии вместе со своим черным слугой.

Человеческое страдание, любовь к человеку, — вот, что, очевидно, увлекло здесь художника и согрело далекую официальную тему.

«Княжий судСуриков В. И. Княжий судКняжий суд. 1874Холст, масло, 80 х 129Государственная Третьяковская галерея», 1874 год.

Первая работа художника на тему из русского прошлого.

Эти академические работы Сурикова Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ... выделялись среди работ его сотоварищей смелостью и талантливостью композиции, не свободной, однако, от некоторой академической сочиненности, а также яркостью и звучностью красок. В них уже обнаруживается будущий изумительный мастер колорита и композиции.

В те же годы Суриков Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ... дал ряд вещей, в которых запечатлелись его наблюдения над окружающей жизнью: «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в ПетербургеСуриков В. И. Вид памятника Петру I на Сенатской площади в ПетербургеВид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. 1870Холст, масло, 52 x 71Государственная Третьяковская галерея», 1870 год, пейзаж, интересный передачей ночного освещения — холодного света луны и искусственного света фонарей.

После окончания Академии Суриков Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ..., по не вполне выясненным причинам, не был командирован за границу. Позже Академия выхлопотала Сурикову Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ... средства на двухгодичную поездку, но тогда он сам неожиданно отказался от денег и командировки и принял первый и последний в своей жизни заказ на участие в росписи Храма Христа СпасителяТон К. А. Храм Христа СпасителяХрам Христа Спасителя. 1839—1883 в Москве. В 1876 году, еще в Петербурге, он делает подготовительные эскизы к Первому, Второму, Третьему и Четвертому вселенским соборам, а в 1877 и 1878 годах в Москве исполняет самые фрески.

Приезд в Москву благотворно подействовал на Сурикова Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ...; здесь, среди ее древностей, он нашел свое подлинное призвание — художника русского прошлого. «Я как в Москву приехал, прямо спасен был, — вспоминал он впоследствии. — Старые дрожжи, как Толстой говорил, поднялись... Памятники, площади — они мне дали ту обстановку, в которой я мог поместить свои сибирские впечатления. Я на памятники, как на живых людей смотрел, — расспрашивал их:

— Вы видели, вы слышали, вы свидетели... — Стены я допрашивал, а не книги». В 1878 году, когда была закончена трудная, не радовавшая художника заказная работа, а полученные деньги дали ему возможность «стать свободным и начать свое», Суриков Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ... почувствовал себя готовым для осуществления своих творческих замыслов.

Конец семидесятых и восьмидесятых годов — время наивысшего расцвета таланта Сурикова Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был .... В эти годы он создает свои лучшие произведения — «Утро стрелецкой казниСуриков В. И. Утро стрелецкой казниУтро стрелецкой казни. 1881Холст, масло, 218 x 379Государственная Третьяковская галерея», 1881 год, «Меншиков в БерезовеСуриков В. И. Меншиков в БерезовеМеншиков в Березове. 1883Холст, масло, 169 x 204Государственная Третьяковская галерея», 1883 год и «Боярыня МорозоваСуриков В. И. Боярыня МорозоваБоярыня Морозова. 1887Холст, масло, 304 x 587,5Государственная Третьяковская галерея», 1887 год. Их сюжеты — события из русской истории конца XVII века и эпохи Петра, бурного переломного времени для старой Руси.

Обращение Сурикова Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ... именно к этому времени не случайно. Он чувствовал внутреннюю близость той переломной эпохи, в которую он жил и творил. В те десятилетия русская патриархальная деревня стонала и гибла под железной пятой наступающего капитализма. Гнев и бессильные слезы патриархального русского крестьянства, его идеи и настроения нашли свое выражение в творчестве Сурикова Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был .... Суриков Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ... передал, с одной стороны, ту злобу и ненависть, которую накопили в крестьянских массах века угнетения; с другой стороны — темноту патриархального крестьянства, не видевшего путей для спасения себя от гибели и поэтому склоняющегося перед роком и возвеличивающего земное страдание ради «небесных благ».

Живой трепет современности сделал такими волнующими исторические драмы Сурикова Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был .... Основная тема его грандиозных народных трагедий — столкновение старой патриархальной Руси с йовой, народа с властью, горячий протест против угнетения и насилия. Но эта тема борьбы в протеста соединяется в них с темой обреченности, смирения перед судьбой, преклонением перед величием страдания.

Таковы его лучшие создания — «Утро стрелецкой казниСуриков В. И. Утро стрелецкой казниУтро стрелецкой казни. 1881Холст, масло, 218 x 379Государственная Третьяковская галерея» и «Боярыня МорозоваСуриков В. И. Боярыня МорозоваБоярыня Морозова. 1887Холст, масло, 304 x 587,5Государственная Третьяковская галерея».

«Утро стрелецкой казниСуриков В. И. Утро стрелецкой казниУтро стрелецкой казни. 1881Холст, масло, 218 x 379Государственная Третьяковская галерея», 1881 год.

В этом произведении художник показал трагический финал последнего стрелецкого бунта.

Стрельцы, старое допетровское войско, были в массе своей мелкими торговцами и ремесленниками, получавшими за военную службу, кроме денежного жалования и натурального довольствия, земельные участки и ряд льгот и привилегий в торговле. Еще до Петра выяснилась слабость стрельцов в военном деле, и их стали заменять полками «иноземного строя» и переводить на несение внутренней службы. Ущемленные в своих экономических интересах новыми порядками, стрельцы неоднократно восстают против власти и проводимых ею реформ. Стрелецкие бунты находят отклик среди народа, как протест против власти, усиливающей закрепощение и гнет. Желая усмирить стрельцов, Петр удаляет их из Москвы. Но это приводит лишь к новому бунту 1698 года, когда стрельцы решили свергнуть Петра и возвести на престол его сестру, царевну Софью. Этот последний стрелецкий бунт был подавлен с исключительной жестокостью — тысячи стрельцов пошли на плаху и виселицу, остальные были разосланы по окраинам, и Стрелецкое войско было уничтожено.

Взяв сюжетом своей картины казнь стрельцов, Суриков Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ... не показал самой казни. Ему были чужды жестокие мелодраматические эффекты — ручьи крови и посиневшие головы повешенных.
Столкновение двух миров, страшную народную трагедию, — вот что стремился передать Суриков Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович [1848—1916] Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был ....

На Красной площади, друг против друга, две толпы, два непримиримых лагеря: народ — смятенная старая Русь, и власть — новая Русь, возглавляемая Петром. Последние минуты перед неотвратимой казнью. Стрельцов, приготовившихся к смерти, одетых в чистые белые рубахи е погребальными свечами в руках, привезли на телегах к месту казни. Казнь сейчас начнется; первого осужденного уже повели к виселице. Страшную народную драму художник раскрывает прежде всего через душевное состояние изображенных, через то, как каждый приговоренный переживает свою последнюю предсмертную минуту, через отчаяние и бессильные слезы тех, кто их провожает, кто е ними прощается. Слева — рыжебородый стрелец в красном заломленном колпаке; руки связаны, ноги забиты в колодки; но он не покорился. Как нож, с которым готов броситься на врага, сжимает он свечу с взметнувшимся языком пламени. С лютой злобой, с неистовой ненавистью он смотрит на Петра и его приверженцев. И как бы отвечая ему, Петр посылает толпе стрельцов взгляд, полный ярости и непримиримой вражды. Мрачно озираясь вокруг, исподлобья, взглядом затравленного зверя смотрит чернобородый стрелец в красном накинутом кафтане, подавляя, но тая в себе великий гнев убежденного в своей правоте бунтаря. Но сила других уже сломлена. Ужас грядущей казни помутил сознание седого стрельца: его взгляд безумен, ои не видит припавших к нему детей; не сознавая разжал он руку, из которой солдат вырывает у него свечу. Смиренно склонился перед судьбой поднявшийся на телеге стрелец, чтобы проститься с народом; его как бы безжизненное тело, его как бы сломившаяся голова жутко напоминают об ожидающей его участи.