Попков Виктор Ефимович [1932—1974]

  • Страница №3
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

Виктор Попков. Жизнь и творчество. 1971 – 1972 годы. 2012. Автор: Козорезенко П.П. (младший)

 

Девочка и здесь как будто грезит, ее глаза закрыты, словно символизируя безотчетность детского восприятия мира, может быть, даже более правильного и цельного, чем у взрослых. Не случайно фигура девочки главенствует в композиции, выше нее только крест на церковной колокольне, а черная ворона у ее ног воспринимается как угроза. Насыщенный глубокой многозначной символикой красный цвет «Майского праздникаПопков В. Е. Майский праздникМайский праздник. 1972Холст, темпера, масло, 140 х 190Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова», соединяясь с возвышенной иносказательностью художественного замысла картины, сближают эту работу Виктора Попкова Попков Виктор Ефимович Попков Виктор Ефимович [1932—1974] Известный советский художник. График и живописец. Один из основоположников  «сурового стиля». Живопись Виктора Попкова отличается драматизмом и психологизмом образов и ситуаций, стремлением к философскому раздумью о жизни. В.... с лучшими произведениям К. Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [1878—1939] Знаменитый российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.....

В 1973 г. эта мощная символическая линия в творчестве мастера была продолжена удивительным полотном под названием «1973-я Новогодняя ночьПопков В. Е. Новогодняя ночьНовогодняя ночь. 1973Холст, масло, 100 х 150Частная коллекция», загадочной недосказанностью которого Попков Попков Виктор Ефимович Попков Виктор Ефимович [1932—1974] Известный советский художник. График и живописец. Один из основоположников  «сурового стиля». Живопись Виктора Попкова отличается драматизмом и психологизмом образов и ситуаций, стремлением к философскому раздумью о жизни. В.... очень гордился, считая его явной удачей. Идея произведения возникла во время зимней поездки художника в Суздаль. Изображенное на картине кажется нереальным красочным видением, очевидно, рассчитанным на сотворчество зрителя, наделенного богатым воображением, который сумеет домыслить образ, созданный художником. Мерцающий сиреневатый колорит, проступающие в сумерках очертания домов, полыхающая огнями одиноко стоящая елка, напоминающая гигантский костер, и фигурка девушки, взволнованно вскинувшей руку, – все это создает странный празднично-маскарадный и одновременно пугающий пейзаж-настроение, в котором смешались тревога и надежда, затаенная горечь и атмосфера всеобщего веселья.

Наступало время последних шедевров. Один из них – проникнутый глубоким психологизмом автопортрет «Шинель отцаПопков В. Е. Шинель отцаШинель отца. 1970—1972Холст, масло, 178 х 119Государственная Третьяковская галерея» (1972) – сейчас, наверно, стал одной из работ, олицетворяющих творчество Виктора Попкова Попков Виктор Ефимович Попков Виктор Ефимович [1932—1974] Известный советский художник. График и живописец. Один из основоположников  «сурового стиля». Живопись Виктора Попкова отличается драматизмом и психологизмом образов и ситуаций, стремлением к философскому раздумью о жизни. В..... Друг семьи Ю. Павлов рассказывал, что художник часто примерял шинель тестя. Шинель, в которой художник ходил в мастерской, стала источником творческого замысла картины. Поначалу Попков Попков Виктор Ефимович Попков Виктор Ефимович [1932—1974] Известный советский художник. График и живописец. Один из основоположников  «сурового стиля». Живопись Виктора Попкова отличается драматизмом и психологизмом образов и ситуаций, стремлением к философскому раздумью о жизни. В.... хотел изобразить себя в шинели на голое тело, с раной на груди, тем самым дополнив образ аллюзией на евангельские темы, но вскоре отказался от столь смелой параллели. Не сразу определилось и количество персонажей картины: сохранились эскизы, на которых художник написал себя с братом Николаем, в другом варианте – с матерью, но в итоге все же пришел к выводу, что одна неоспоримо главная фигура сделает образ выразительнее и мощнее. В окончательном варианте художник стоит в шинели, окруженный образами мезенских вдов. Тема последствий войны не отпускала художника, но в этой картине он, скорее, задает вопрос своему поколению: достойно ли оно подвига отцов, по плечу ли его современникам эта солдатская шинель. Герой картины примеряет шинель в глубокой задумчивости, одна рука очень бережно держит край шинели, другая  ощупывает суровую ткань. По всему видно, что к этой теме художник относился с огромной серьезностью и уважением. Карл Фридман вспоминал, как однажды Попков пришел к нему в этой шинели и сказал: «Знаешь, я сегодня рисовал и плакал». 

Отец художника погиб на фронте в тридцать пять лет, самому Попкову на момент создания полотна было сорок: пережив тот возраст, в котором умер отец, автор размышляет о его смерти. Надев шинель, художник – герой картины – пытается понять, что чувствовали солдаты, защищавшие свою страну и умиравшие за нее. В жестах художника, сосредоточенности,  вопрошающем выражении глаз – внутренний диалог с самим собой. Колорит работы траурный, как во «Вдовах», но при этом еще и сумрачно-приглушенный, словно в пространстве этой картины нельзя ни громко говорить, ни зажигать яркий свет. Единственной красочное пятно – палитра с красками на переднем плане – становится символом еще не созданных, еще только ждущих своего воплощения работ мастера. 

Казалось, в этой работе трудно было найти какую-либо крамолу, но ее все равно не хотели включать в экспозицию выставки в Манеже – на том основании, что художник якобы изобразил себя на ней в ботинках импортного производства. Правда, в конце концов участие картины утвердили, но повесить на стену не успели. Попков Попков Виктор Ефимович Попков Виктор Ефимович [1932—1974] Известный советский художник. График и живописец. Один из основоположников  «сурового стиля». Живопись Виктора Попкова отличается драматизмом и психологизмом образов и ситуаций, стремлением к философскому раздумью о жизни. В.... в полной уверенности, что картину не приняли, как это часто бывало с его работами, пришел в Манеж рано утром перед самым открытием выставки, снял чью-то картину со стены и повесил свою. В итоге «Шинель отцаПопков В. Е. Шинель отцаШинель отца. 1970—1972Холст, масло, 178 х 119Государственная Третьяковская галерея» осталась на этом месте в экспозиции, поскольку перевешивать ее в присутствии огромного количества людей было неудобно. Впоследствии эту работу купила Государственная Третьяковская галерея.

«Работа оконченаПопков В. Е. Работа оконченаРабота окончена. 1970Холст, масло, 200 х 160Государственный Русский музей» (1972) многими критиками считается лучшим произведением Попкова Попков Виктор Ефимович Попков Виктор Ефимович [1932—1974] Известный советский художник. График и живописец. Один из основоположников  «сурового стиля». Живопись Виктора Попкова отличается драматизмом и психологизмом образов и ситуаций, стремлением к философскому раздумью о жизни. В..... Им завершается цикл автопортретов мастера, посвященный его размышлениям о месте художника в нашем мире. Виктор Ефимович изобразил себя изнуренным тяжелой работой, отдавшим все силы искусству и забывшимся сном; его худая фигура выглядит хрупкой и даже беззащитной, так что за него невольно становится тревожно. Город за окном, темный, мрачный и какой-то мутный, с мерцанием желтоватых огней, предстает почти живым существом, надвигающимся на усталого спящего человека. Темнота словно растворяет объемы домов, придавая пейзажу еще большую призрачность и тревожность. Отражающиеся в окне горящие лампочки мастерской, напоминающие огромные капли, спорят с бледным цветом городских ночных огней. Размытым очертаниям города противопоставлена тщательность, с которой автор изображает себя и мастерскую: занавеска на окне, клетчатый диван, сам спящий художник с босыми ступнями – все эти детали говорят о реальности мира мастерской в противоположность призрачному миру за окном. Хрупкая жизнь человека, окруженного огромным миром, полным страхов и тревог, – вот лейтмотив произведения. Символично, что под занавес тема «художник и мир» перерастает у Попкова в тему «человек и мир» – ведь, по сути, «Работа оконченаПопков В. Е. Работа оконченаРабота окончена. 1970Холст, масло, 200 х 160Государственный Русский музей» – картина не только о художнике, но, скорее, о человеке как таковом, не о конкретной профессии, но о судьбе и месте человека в мире.  

Это произведение также вызвало негативную реакцию. Кто-то донес, что картина сомнительна: какое-то слишком большое окно, под ним лежит автор… Работникам управления культуры было дано указание: «Как увидите окно с занавеской – снимайте». Где конкретно  в экспозиции висела картина, эти люди не имели представления… По пути им попалось полотно В. Орловского – автопортрет с сыном на фоне высокого окна, – которое, естественно, тут же потребовали снять со стены. Картину сняли. Пройдя чуть дальше, руководители поняли, что убрали не ту картину, но поскольку весь запал ушел на работу Орловского, на полотно Попкова Попков Виктор Ефимович Попков Виктор Ефимович [1932—1974] Известный советский художник. График и живописец. Один из основоположников  «сурового стиля». Живопись Виктора Попкова отличается драматизмом и психологизмом образов и ситуаций, стремлением к философскому раздумью о жизни. В.... махнули рукой: ладно, пусть висит. Таким, порой анекдотическим, путем его поздние работы пробивались к зрителю.

Особняком в творчестве мастера стоит картина «Мне 40 летПопков В. Е. Мне 40 летМне 40 лет. 1972Холст, масло, 90 х 115Частная коллекция» (1972), написанная, вероятно, под влиянием русской иконописи. Глядя на  созданный художником образ можно почувствовать, что сорокалетие стало для автора важным рубежом, поводом осмыслить собственную жизнь и то, что он успел сделать к этому сроку. В центре картины – ангел, бесплотное, почти полностью прозрачное существо с огромными распахнутыми крыльями, который держит в руках голову художника, тогда как тело последнего лежит обезглавленным у его ног. Без головы, с изломанными жестами рук, оно выглядит абсолютно беззащитным, но крыло ангела распростерлось и над ним тоже. Вокруг царит сумрак, подобно частоколу возвышаются силуэты больших деревьев. Невольно вспоминается дантовское: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Мрачно-мистическое настроение этой картины пугает, и теперь, спустя годы, нам, знающим о судьбе Виктора Попкова Попков Виктор Ефимович Попков Виктор Ефимович [1932—1974] Известный советский художник. График и живописец. Один из основоположников  «сурового стиля». Живопись Виктора Попкова отличается драматизмом и психологизмом образов и ситуаций, стремлением к философскому раздумью о жизни. В...., кажется пророческим.

В это сложно поверить, но картина «Мне 40 летПопков В. Е. Мне 40 летМне 40 лет. 1972Холст, масло, 90 х 115Частная коллекция» писалась одновременно с такой светлой, заставляющей вспомнить ранние вещи Попкова Попков Виктор Ефимович Попков Виктор Ефимович [1932—1974] Известный советский художник. График и живописец. Один из основоположников  «сурового стиля». Живопись Виктора Попкова отличается драматизмом и психологизмом образов и ситуаций, стремлением к философскому раздумью о жизни. В.... работой, как «Зимние каникулыПопков В. Е. Зимние каникулыЗимние каникулы. 1972Холст, масло, 150 х 200Международная конфедерация союзов художников» (1972). История замысла очень проста: художник и его друзья, собравшиеся в доме отдыха в Яремче, всей компанией решили ехать на экскурсию. Все уже вышли из дома, лишь Виктор Ефимович чуть задержался, и в тот момент, когда он вышел и увидел ждущих его друзей, родилась идея картины, тогда же был сделан первый набросок. Забавный момент, связанный с созданием этой картины, заключается в том, что на одном из рисунков к «Зимним каникуламПопков В. Е. Зимние каникулыЗимние каникулы. 1972Холст, масло, 150 х 200Международная конфедерация союзов художников» художник изобразил свою жену ведьмой (в тот день они как раз были в ссоре), но позже она вырезала себя из этого рисунка. Супруги, конечно, помирились, и потом Клара Ивановна даже позировала мужу для этой работы. На фоне белого снега и не ясных из-за снегопада очертаний домов в ряд выстроились друзья художника, его близкие. Герои выжидающим взглядом смотрят на зрителя, словно это именно он заставил их остановиться прямо посреди прогулки.