Попков Виктор Ефимович [1932—1974]

  • Страница №4
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

Виктор Попков. Жизнь и творчество. 1971 – 1972 годы. 2012. Автор: Козорезенко П.П. (младший)

 

Тогда же получила продолжение ставшая классической мезенская серия. В работе «Северная часовняПопков В. Е. Северная часовняСеверная часовня. 1972Холст, масло, 175 х 100Государственный Русский музей» (1972) мастер намеренно обратился к совсем иному – более светлому и даже радостному – сюжету. Смотрящий на картину зритель ощущает себя находящимся внутри часовни, но при этом смотрящим не на купол или алтарь, а на вход в часовню, на дверной проем, который, подобно раме, картины обрамляет убегающий вдаль синевато-холодный пейзаж с сельскими домиками. У входа – мальчик-подросток, пораженный увиденными фресками и застывший в восхищении на пороге часовни. Мальчик, в образе которого художник словно вспоминает себя и те чувства, которые испытал сам, впервые соприкоснувшись с миром прекрасного. Мастер нетривиальных композиционных ходов, Попков Попков Виктор Ефимович Попков Виктор Ефимович [1932—1974] Известный советский художник. График и живописец. Один из основоположников  «сурового стиля». Живопись Виктора Попкова отличается драматизмом и психологизмом образов и ситуаций, стремлением к философскому раздумью о жизни. В.... здесь попытался найти композицию, эквивалентную эмоциональному настрою картины. Использованный перебив пространственных планов, когда из близкого и уютного мира часовни взгляд вдруг падает вниз, вовне – в просторы пейзажной панорамы, кажется, передает перехватывающее дух волнение, которое испытывает мальчик.   

Первоначальный замысел этой картины был иным, но тоже очень сильным. На эскизе мальчик (мы видим только его голову) стоит в центре церкви рядом с иконостасом, под куполом, расписанным пестрыми фресками и занимающим большую часть композиции. Преобладает ликующее настроение: празднично пламенеет красками иконостас; купол, разделенный на сектора –  небесно-голубой с красными всполохами фигур святых –  кажется лучащимся и напоминает солнце. Художник выбрал такой ракурс, что зритель чувствует себя разглядывающим купол с запрокинутой головой, вплоть до ощущения легкого головокружения – понимая, что творится в душе у мальчика.

  В итоговом варианте присутствуют фигуры, изображенные над входом в часовню. Композиция выстроена так, что в них видятся ангелы-хранители, слетевшиеся к входу, чтобы осенить мальчика и всех входящих. Пространство часовни воспринимается вознесенным над землей домом Божьим, красоте которого дивится мальчик, а дверной проем кажется окном с небес на землю. 

 Замысел «Северной часовниПопков В. Е. Северная часовняСеверная часовня. 1972Холст, масло, 175 х 100Государственный Русский музей» возник во время поездки на Кенозеро, где Виктор Ефимович побывал вместе с женой и художником В. Власовым-Климовым. В теплые августовские дни 1972 года, сняв домик в местечке Зехново, Попков Попков Виктор Ефимович Попков Виктор Ефимович [1932—1974] Известный советский художник. График и живописец. Один из основоположников  «сурового стиля». Живопись Виктора Попкова отличается драматизмом и психологизмом образов и ситуаций, стремлением к философскому раздумью о жизни. В.... исходил все окрестности в поисках подходящей натуры. Вся деревня готовилась к празднику Николы Летнего и собиралась вокруг единственной в этих местах часовни. Именно в той часовне, зарисовывая ангелов на ее сводах, художник увидел зашедшего мальчика  и начал делать наброски будущей картины. Власов-Климов потом вспоминал эту поездку как счастливый случай, давший ему возможность увидеть, как работают настоящие мастера: Виктор Ефимович и Клара Ивановна вставали в пять утра и работали до темноты каждый день. 

Образ мальчика из «Северной часовниПопков В. Е. Северная часовняСеверная часовня. 1972Холст, масло, 175 х 100Государственный Русский музей» повторяется в картине с характерным для Попкова Попков Виктор Ефимович Попков Виктор Ефимович [1932—1974] Известный советский художник. График и живописец. Один из основоположников  «сурового стиля». Живопись Виктора Попкова отличается драматизмом и психологизмом образов и ситуаций, стремлением к философскому раздумью о жизни. В.... названием «Ожидание» (1972) того же Мезенского цикла. Персонажей в ней трое: девушка, старуха (обе напряженно всматриваются вдаль) и мальчишка, внешне как будто безразличный к их переживаниям. Руки в карманах –  он всем своим видом пытается показать равнодушие, но заметно, что он ждет так же, как и они, но, как настоящий мужчина, скрывает свои чувства. Пронизывающий ветер треплет одежды героинь, их платья и платки развеваются, но обе как будто не замечают холода, они воплощенное ожидание, окаменевшее, долгое. В ритме вертикальных фигур на берегу, в их острых силуэтах есть ощущение определенной гиперболизации, сознательно созданное художником для усиления главного мотива  – ожидания. Попков Попков Виктор Ефимович Попков Виктор Ефимович [1932—1974] Известный советский художник. График и живописец. Один из основоположников  «сурового стиля». Живопись Виктора Попкова отличается драматизмом и психологизмом образов и ситуаций, стремлением к философскому раздумью о жизни. В.... по-прежнему не стремится ни к раскрытию индивидуальности героев, ни к повествованию об их жизни, сосредоточиваясь на передаче изобразительными средствами эмоционально-психологического состояния.

Полотно «СениПопков В. Е. СениСени. 1973Холст, масло, 150 х 120Государственный Русский музей» стало закрывающим долгий (создававшийся с 1965 г. по 1973 г.) цикл о мезенских вдовах. В нем, как и в «Северной часовнеПопков В. Е. Северная часовняСеверная часовня. 1972Холст, масло, 175 х 100Государственный Русский музей», уже нет той драматической пронзительности, которая важна была художнику в разгар работы над циклом. Здесь все спокойнее и умиротвореннее. В сенях прощаются с гостями, потому сени – своеобразный символ прощания художника со своими героями. Единственный герой картины – одинокая старуха, вешающая белье. Только одиночество в этой картине выражено, как это характерно для творчества Попкова Попков Виктор Ефимович Попков Виктор Ефимович [1932—1974] Известный советский художник. График и живописец. Один из основоположников  «сурового стиля». Живопись Виктора Попкова отличается драматизмом и психологизмом образов и ситуаций, стремлением к философскому раздумью о жизни. В...., скорее, косвенно – пространственным построением, колоритом, то есть средствами сугубо живописными. Старуха не стоит скорбно перед зрителем, не смотрит в ожидании в окно, не поет северную песню. Она занята своими повседневными заботами, но про ее одиночество говорит пространство преувеличенно, нереально огромных сеней, где, кроме нее, никого нет, где пусто и холодно. Этот холод, кажется, приглушил все краски произведения, все в нем серо и безрадостно. Сюжетно эта работа перекликается с картинами «СтаростьПопков В. Е. СтаростьСтарость. 1969Холст, масло, 115 х 170Частная коллекция» и «ОднаПопков В. Е. ОднаОдна. 1966Холст, масло, 120 x 170Национальная галерея Армении», но здесь все глуше и как-то… мудро смиреннее, чем в предыдущих картинах мезенской серии. 

В те годы Попков Попков Виктор Ефимович Попков Виктор Ефимович [1932—1974] Известный советский художник. График и живописец. Один из основоположников  «сурового стиля». Живопись Виктора Попкова отличается драматизмом и психологизмом образов и ситуаций, стремлением к философскому раздумью о жизни. В.... был особенно дружен с художником Андреем Тутуновым Тутунов Андрей Андреевич Тутунов Андрей Андреевич [1928] Советский живописец. Пейзажист. Заслуженный художник РСФСР (1977), действительный член РАХ (2000). Был членом правления СХ РСФСР. Работает в Москве и Переславле Залесском (1960-61). Произведения А.А. Тутунова хранятся в ГТГ, Музее русского искусства в..., вместе с которым они еще раньше много ездили по стране  в творческие командировки. Незадолго до совместной поездки в Прилуки (одно из любимых мест Тутунова Тутунов Андрей Андреевич Тутунов Андрей Андреевич [1928] Советский живописец. Пейзажист. Заслуженный художник РСФСР (1977), действительный член РАХ (2000). Был членом правления СХ РСФСР. Работает в Москве и Переславле Залесском (1960-61). Произведения А.А. Тутунова хранятся в ГТГ, Музее русского искусства в...) Виктор Ефимович сломал правую руку, но от путешествия все же не отказался и даже взял с собой альбом для рисования. В вербное воскресенье после прогулки по Прилукам, когда художники вернулись в дом, Тутунов попросил Попкова Попков Виктор Ефимович Попков Виктор Ефимович [1932—1974] Известный советский художник. График и живописец. Один из основоположников  «сурового стиля». Живопись Виктора Попкова отличается драматизмом и психологизмом образов и ситуаций, стремлением к философскому раздумью о жизни. В.... позировать ему, сидя за столом. Во время позирования, пока Андрей писал интерьер, Виктор Ефимович левой рукой быстро сделал набросок сам, а через день взял этюдник, картон и написал крынку с вербой на столе. Так понемногу был собран материал для будущей картины «Андрей в ПрилукахПопков В. Е. Андрей в ПрилукахАндрей в Прилуках. 1973Холст, масло, 130 x 155Государственная Третьяковская галерея» (1973), ставшей одним из лучших портретов в творчестве Попкова Попков Виктор Ефимович Попков Виктор Ефимович [1932—1974] Известный советский художник. График и живописец. Один из основоположников  «сурового стиля». Живопись Виктора Попкова отличается драматизмом и психологизмом образов и ситуаций, стремлением к философскому раздумью о жизни. В....

Виктор Ефимович изобразил Тутунова Тутунов Андрей Андреевич Тутунов Андрей Андреевич [1928] Советский живописец. Пейзажист. Заслуженный художник РСФСР (1977), действительный член РАХ (2000). Был членом правления СХ РСФСР. Работает в Москве и Переславле Залесском (1960-61). Произведения А.А. Тутунова хранятся в ГТГ, Музее русского искусства в... в наиболее характерной для того позе: художник оборачивается в сторону невидимой зрителю модели; его прищуренные глаза как будто выверяют детали будущей композиции, но при этом он выглядит несколько удивленным, словно увидев в своей модели нечто новое, важное, чего не замечал раньше и что обязательно должно быть зафиксировано на холсте. Мотив творческого открытия, которое может сделать лишь особый – внимательный и ищущий – взгляд художника, свойственное живописцам особое восприятие мира – вот ключевая тема  портрета. В дневнике Виктора Попкова Попков Виктор Ефимович Попков Виктор Ефимович [1932—1974] Известный советский художник. График и живописец. Один из основоположников  «сурового стиля». Живопись Виктора Попкова отличается драматизмом и психологизмом образов и ситуаций, стремлением к философскому раздумью о жизни. В.... есть надпись: «Важны не типы, а их порыв к непонятному». Этот порыв он и изобразил на портрете. 

Еще один образ творческого человека Попков Попков Виктор Ефимович Попков Виктор Ефимович [1932—1974] Известный советский художник. График и живописец. Один из основоположников  «сурового стиля». Живопись Виктора Попкова отличается драматизмом и психологизмом образов и ситуаций, стремлением к философскому раздумью о жизни. В.... создал в картине «Больной художникПопков В. Е. Больной художникБольной художник. 1972Холст, масло, 82 х 110Частная коллекция» (1972). Изможденный болезнью человек, бледный и усталый, рисует, сидя за столом. На стене рядом с ним висит палитра, на столе, кроме пепельницы с окурками и бокала вина, ничего нет – скупой быт, на который художник не обращает внимания. Несмотря на болезнь, он увлечен своей работой, внимательно вглядывается во что-то, невидимое зрителю. В портретах ЕрышеваПопков В. Е. Художник Николай ЕрышевХудожник Николай Ерышев. 1970Холст, масло, 125 х 150Государственный Русский музей, БабаеваПопков В. Е. Художник. (Расим Бабаев)Художник. (Расим Бабаев). 1969Холст, масло, 150 х 124Государственный Русский музей, ТутуноваПопков В. Е. Андрей в ПрилукахАндрей в Прилуках. 1973Холст, масло, 130 x 155Государственная Третьяковская галереяи в этой картине Виктор Ефимович размышляет о людях своей профессии, о том, какой отпечаток творческий дар, талант накладывает на каждого из них, по сути – о том, что есть призвание художника.

Козорезенко П.П. (младший)
Из книги «Виктор Попков»