Абакумцев Николай Ильич [1905—1999]

Николай Ильич Абакумцев родился 1905 году в Москве. 

Родители отдали сына в Коммерческое училище, но учёба с трудом давалась ему - мальчику хотелось только рисовать. Окончить училище не довелось - в 1917 году грянула Революция.

В 1920 году Абакумцев поступил во ВХУТЕМАС, где учился у таких мастеров как А.В. Бабичев, Б.Д. Королев и Н.П. Крымов.

В 1924 году Абакумцев внезапно бросает заниматься скульптурой и поступает в Государственный институт музыкальной науки. После успешного окончания института и аспирантуры он преподаёт в музыкальных техникумах Москвы, часто выступает с фортепьянными концертами, сочиняет несколько музыкальных произведений. Параллельно с этим он продолжает заниматься скульптурой.

В 1935 году Абакумцев участвует в московской выставке "Скульптура в дереве", где его композиция "Самсон"(музей-мастерская Н.И.Абакумцева) имеет огромный успех, который был закреплён на "Осенней" выставке московских художников большой фигурой "Утро"(музей-мастерская Н.И.Абакумцева). С тех пор художник окончательно определился в выборе пути и полностью отдаётся скульптуре. Он становится постоянным участником выставок.

Среди многих довоенных работ наиболее значимой является выполненная в дереве скульптура "Степан Разин". Эта небольшая композиция отмечена чертами подлинной монументальности и экспрессии. В нее художник впервые вводит цвет.

В те годы Абакумцев много и плодотворно работает. Он создаёт большую, сложную пятифигурную композицию для павильона Казахской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, портреты, фигуры спортсменов, проекты памятников... Художник готовится к персональной выставке деревянных скульптур. Но во время Отечественной войны мастерская художника сгорела со всеми работами.

После этой трагедии художник не унывает и с ещё большей силой принимается за работу. Теперь герои его произведений - советские люди, участники войны. Среди работ тех лет "Партизаны" (1942), "Хлеб" (музей-мастерская Н.И.Абакумцева). Более двадцати лет художник работает над композицией "Смерть товарища" ("Реквием", Музеон ЦДХ, Москва). Потом он переводит её в известняк.

В 1960-70 годы особенно значимыми работами являются портреты  М.И. Калинина, А.М.Горького, К.И.Темерязева, И.П.Павлова, академиков А.В.Топчиева и С.С.Наметкина, Н.А.Некрасова, Ю.Лермонтова, М.Н.Глинки.

На протяжении всего своего творческого пути художник активно работает с натурой. Зная в совершенстве анатомию, он сознательно гипертрофирует ту или иную деталь, добиваясь большей пластической выразительности. За счёт цвета Абакумцев добивается живописности в своих работах. Его колористическое видение идёт от занятий живописью: художник регулярно писал этюды на состояние.

В последние годы художника привлекает образ Христа. Он провёл большую подготовительную работу, лепил и делал наброски, ища образ Спасителя. Этой работе не суждено было быть завершённой. Николай Ильич ушел из жизни 23 декабря 1999 года.