Бонтя Елена Павловна [1938]

Молдавская художница. Родилась 10 ноября 1933 года в селе Дрэгэнешть, Бэлць. Окончила Кишиневское училище изобразительного искусства имени И. Репина (1952-1957) и Институт истории и теории искусства в Санкт-Петербурге (1960-1966). В 1957-1967 годах была научным сотрудником Национального музея изобразительных искусств Молдовы. В 1965 году она стала членом Союза художников Молдовы.
 
С 1960 года Елена Бонтя принимает участие в коллективных выставках в стране и за рубежом: Токио (Япония, 1964, 1975), Бухарест (Румыния, 1969), Берлин (Германия, 1972), Польша (1975), Улан-Батор (1985, Монголия), Литва (1988), Беларусь (1996). В 1991-2013 годах выставляет свои работы в салонах Молдова-Кишинев, Молдова-Бакэу (Румыния), участвует в Международной биеннале живописи (2009-2013). Персональные выставки художницы проводились в Кишиневе (1985, 1986, 1996, 2005), Бамако (Республика Мали, 1988), Нойзидле (Австрия, 1995).
 
В 1996 году художница была награждена медалью «Meritul civic», а в 2001 году ей было присвоено звание мастера искусств. Елена Бонтя была награждена Орденом Трудовой Славы, является лауреатом Молодежной премии Молдовы (1987), Национальной премии Республики Молдова (1996) и премии Союза художников за выдающиеся достижения в 2001, 2002 и 2005 годах.
 
Работы Елены Бонтя хранятся в государственных коллекциях: Национальный музей искусств, Фонд Союза художников, Музей румынской литературы им. Михая Когэлничану, Музей Прадо (Мадрид, Испания), Музей искусств (Бакэу, Румыния), Художественный музей Кастеева (Алма-Ата, Казахстан), Музей изобразительного искусства (Комсомольск-на-Амуре, Россия), Художественный музей (Одесса, Украина), а также в частных коллекциях в Республике Молдова, Румынии, Франции, Германии, Италии, Латвии, Литвы, Эстонии, России, Швеции, Великобритании, Турции, Израиля, США, Республики Мали и т.д.
 
Начав свой путь в изобразительном искусстве в 1960-х годах, Елена Бонтя проявилась оригинальной творческой траекторией. Она была увлечена вселенной объектов повседневного быта: сосуды, горшки, вазы, фрукты, цветы, ковры и старинное ткачество. Сама художница делала гобелены, научившись этому ремеслу в женском монастыре Табэра (до его закрытия).
 
В течение нескольких десятилетий творческой деятельности она создала и больше тематические композиции: Декрет о земле (1970), Маланка – народный театр (1973), Трагедия Дрэгэнештей (1974-1975), Радость труда (1975), Баллада «Миорица» (1977), Путешествие в сказку (1981), Песнь осени (1984) и др.