Гаврилов Владимир Николаевич [1923—1970]

Советский художник. Живописец. Заслуженный художник РСФСР.

Родился в Москве. Пос­ле окончания школы был призван в армию и отко­мандирован в Студию военных художников им. М.Б. Грекова. В 1944 (вместе с Б.М. Неменским) им была написана кар­тина «К родным местам», повествующая о жите­лях деревни, вернувшихся в родные места. С картины «Родные поля» начинает­ся участие Гаврилова в худо­жественных выставках. После окончания Великой Отечест­венной войны он поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (1945-1951). Среди его наставников были И.Э. Грабарь, Б.В. Иогансон, С.В. Герасимов, А.А. Осмеркин, Д.К. Мочальский, Е.А. Кибрик и др. В период учебы в инсти­туте было создано полотно «А.Н. Радищев» (1950), во­шедшее в золотой фонд совет­ской живописи. Гаврилов изу­чал творчество многих отечест­венных и зарубежных худож­ников, но особое отношение у него было к В.И. Сурикову, образ которого стал темой дипломной работы. Результатом долгой и кропотливой ра­боты, изучения исторического материала стало полотно «В.И. Суриков» (1951, Му­зей Академии художеств, Санкт-Петербург). Дипломная картина Гаврилова экспониро­валась на Всесоюзной художе­ственной выставке в 1951.

Гаврилов был одним из талант­ливых представителей поколе­ния живописцев, чье творчест­во определило характерные черты советского изобразитель­ного искусства 1950—1960-х. Тонкий колорист, мастер пей­зажа и композиции, художник развивал в своем творчестве традиции русской реалистиче­ской школы («Молодые изыскатели», 1952; «Теплый вечер», 1954; «Холодный день», 1959; «Радостный март», 1960; «Свежий деньГаврилов В. Н. Свежий деньСвежий день. 1958Холст, масло, 99 x 173Государственная Третьяковская галерея», 1958). В 1954 Гаврилов впервые прие­хал в дом творчества «Акаде­мическая дача» (под Вышним Волочком) в качестве художе­ственного руководителя. Это были места, связанные с име­нем А.Г. Венецианова, где ху­дожник работал над своими картинами и создал замеча­тельную школу. В 1954 Гавриловнаписал полотно «Май. Северная ночь», напол­ненное любовью и нежностью к русской природе и человеку, где с новой силой проявилось колористическое дарование ху­дожника.

Зрителям Гаврилов известен прежде всего как мас­тер сюжетно-тематической картины («Дни войны. Фронтовой отпуск», 1966; «За родную землю», 1959, ГТГ; «Дмитрий Федорович с приемным сыном», 1969; «Кончился трудовой день», 1961; «Радостный март», 1960 и др.). Художник увлеченно писал пейзажи, поэ­тические натюрморты, работал над портретом («Солнечный день». 1965; «Март», 1965; «Ночное окно», 1969; «Лесные колокольчики», 1965; «Натюрморт с кистями», 1969; «Портрет женщины с гитарой», 1955; «Девочка в белом», 1958; «Женский портрет», 1962; «Алина», 1965). Человек яркой творческой мысли, Гаврилов создавал про­изведения о своем времени и страстно утверждал живую си­лу художественных идеалов русского искусства. Лучшие полотна Гаврилова вошли в экспозиции многих музеев страны, в том числе ГГТ, ГРМ. В 1971 за картины «Дмитрий Федорович с приемным сыном», «За родную землю» и «Радостный март» художник был отмечен Госу­дарственной премией РСФСР им. И.Е. Репина. Персональная выставка Гав­рилова состоялась после его смерти, в 1975, в залах Акаде­мии художеств СССР — сна­чала в Ленинграде, затем в Москве.

С 1968 Гаврилов преподавал в Московском государствен­ном художественном институ­те им. В.И. Сурикова.

Литература:
Лапшин В.П. Владимир Гаврилов. М., 1965.
Вишняков Б.В. В.Н. Гаврилов. Л., 1989.