Гудиашвили Ладо (Владимир) Давидович [1896—1980]

Родился в Тифлисе 18 (30) марта 1896 в семье железнодорожного служащего. Учился в Тифлисской школе живописи и скульптуры (1910–1914), в парижской частной Академии Ронсона (1919–1926). Примыкал к группе грузинских поэтов «Голубые роги» (1914–1918), стремившихся органически соединить национальную просодию с образной структурой французского символизма. В Париже был завсегдатаем знаменитого «Улья» («La Ruche»), колонии художников, где познакомился с И. Зулоагой, А. Модильяни, Н. Гончаровой Гончарова Наталья Сергеевна Гончарова Наталья Сергеевна [1881—1962] Русская художница-авангардистка. Живописец, график, театральный художник. Её имя в истории русского искусства неотделимо от имени М. Ларионива. Вместе с М. Ларионовым Гончарова активно участвовала в выставках русских футуристов — "Бубновый... и М. Ларионовым Ларионов Михаил Федорович Ларионов Михаил Федорович [1881—1964] Русский живописец и график. Учился в МУЖВЗе (1896-1901) у и . Начинал как импрессионист, затем создал ряд произв. в духе примитивизма. Теоретик русского авангарда, в 1912—1914 разработал теорию "лучизма".... Испытал большое влияние Н. Пиросманашвили Пиросманашвили (Пиросмани) Николай (Нико) Асланович [1863—1918] Грузинский художник-самоучка.  Родился в 1862 году в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье. Несколько месяцев был в обучении ремеслу в типографии, затем ушёл оттуда и жил в доме Элизабед Ханкаламовой (сестры Калантаровых), затем у....
Ранние картины мастера с их романтикой национального быта сочетают драматический гротеск с обаянием поэтической тайны (Рыба цоцхали, 1920, Музей искусств Грузии, Тбилиси). Близость к традициям старокавказского и персидского искусства усиливается с его возвращением на родину в 1926. Теплей становится мерцающая цветовая гамма, вместе с тем усиливается ощущение «мира-театра» (многие картины Гудиашвили написаны на сюжеты оперных и балетных спектаклей либо представляют собой портреты костюмированных актрис). Как и его соотечественники-писатели (Г.Робакидзе, К.Гамсахурдия), он охотно прибегает к мифологическим аллегориям (Прогулка Серафиты, 1940, там же), в центре которых обычно – грациозно-величавая красавица, предстающая загадочной «Богиней Земли».

Гудиашвили выступал и как монументалист, он заново расписал церковь (храм Кашвети в Тбилиси, 1946), за что был исключен из коммунистической партии и уволен из тбилисской Академии художеств, где преподавал с 1926. В огромном «антифашистском цикле» рисунков тушью (1942–1943) Гудиашвили предстает своего рода «грузинским Гойей»: зверочеловеческие монстры, окружающие здесь руины искусства и обнаженных «богинь», символизируют идеи гибели культуры. Плодотворно работал также как книжный иллюстратор (рисунки к Мудрости лжи С.-С.Орбелиани, 1939), художник театра и кино. В 1976 ему было присуждено звание Героя социалистического труда.
Умер Гудиашвили в Тбилиси 20 июля 1980.