Лебедев Владимир Васильевич [1891—1967]

В. В. Лебедев рано стал профессионалом - уже с 1911 г. он публиковал рисунки в журналах, продолжая при этом доучиваться в различных частных студиях Петербурга. Главной школой для него всегда оставалась собственная творческая практика, подгоняемая ненасытным стремлением к совершенству, и учился он на протяжении почти всей жизни.

Даже будучи профессором петроградских ГСХМ (1918-21), он настойчиво постигал принципы живописи кубизма, реализовав свои поиски в графической серии "Прачки" (1920-25), а также в политических плакатах "Окон РОСТА" (1920-21)

Смелое упрощение и уплощение формы, резкие сопоставления немногих ярких цветов придавали его композициям своеобразную монументальность. Как прямое продолжение плакатов была выполнена серия сатирических рисунков "Панель революции" (1922), принесшая художнику известность.

Наиболее сильно и плодотворно искания Лебедева сказались на его книжной графике. Живописные эксперименты помогли ему, начиная с рисунков к "Слоненку" Р. Киплинга (1921), открыть новую эру в иллюстрировании детских книг. Найденное было развито в книжках С. Я. Маршака, постоянного соавтора Лебедева, - "Вчера и сегодня", "Мороженое", "О глупом мышонке", "Цирк" (все 1925), "Багаж" (1926), "Как рубанок сделал рубанок" (1927) и др.

Лебедев возглавлял в 1924-33 гг. художественную редакцию отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства, превратив его в центр создания высокохудожественных книг для детей. Он привлек в издательство художников своего поколения - В. М. Конашевича, Н. А. Тырсу, Н. Ф. Лапшина, В. М. Ермолаеву, воспитал молодых - А. Ф. Пахомова, Ю. А. Васнецова, Е. И. Чарушина, В. И. Курдова, Э. А. Будогоского и др.

Напряженная издательская деятельность нисколько не мешала его творчеству. В середине 1920-х гг. он представил острые сатирические серии "НЭП", "Новый быт", "Любовь шпаны". Каждодневная работа с натурой вылилась в серии блестящих рисунков "Акробатки", "Балерины", "Гитаристки" и в многочисленные наброски обнаженных натурщиц, исполненные с виртуозным мастерством.

В конце 1920-х гг. он вернулся к живописи, сделав серию полуэкспериментальных "Натюрмортов с гитарой" и небольшую серию натюрмортов "Фрукты в корзине". Позднее, после иронической серии "Девушки с букетом" (1933), он написал ряд отличных женских портретов - Т. В. Шишмаревой (1934), С. Д. Лебедевой (1936), К. Георгиевской (1937), в которых, двигаясь от холодной рационалистичности своих прежних работ к чувственному началу, своеобразно возрождал многие приемы импрессионистической живописи.

Сходные изменения наметились в начале 1930-х гг. и в его книжной графике, которая постепенно начала приобретать черты импровизационной легкости и непосредственности. Книжки "Зима - лето - попугай" О. Ф. Берггольц, "Мистер Твистер", "Усатый-полосатый" и "Сказки, песни, загадки" С. Я. Маршака обозначили собою наступление нового этапа в творчестве художника.

Но уже в 1931 г. несколько его работ подверглось резкой критике в официозной печати, а пять лет спустя он, вместе с В. М. Конашевичем, стал объектом грубых нападок в статье "О художниках-пачкунах" ("Правда", 1936, 1 марта).
Статья, послужившая сигналом к травле ленинградских художников детской книги, была частью широкой идеологической кампании, направленной против ряда деятелей искусств Ленинграда. Эти события произвели разрушительное действие на растерявшегося художника.

В годы войны Лебедев жил в Москве, где сотрудничал в плакатной мастерской "Окон ТАСС", иллюстрировал книги. Книжной графикой он продолжал заниматься и вернувшись в Ленинград (1950).
Многие из его послевоенных книг получали высокую оценку - "Откуда стол пришел?" (1946) и "Разноцветная книга" (1947) С. Я. Маршака, "Три медведя" Л. Н. Толстого (1948) и др. Они действительно свидетельствовали о его мастерстве, но в них все возрастали натуралистичность и слащавость. То же самое происходило и с новыми вариантами его прежних иллюстраций, и даже с живописью. Смягчение идеологической обстановки в 1950- 60-х гг., позволившее художникам немного воспрянуть, ничего не принесло Лебедеву, и последние годы жизни стали затянувшейся творческой агонией этого некогда блистательного мастера и сильного человека. [14(26).5.1891, Петербург, - 21.11.1967, Ленинград].
Советский живописец и график. Народный художник РСФСР (1966), член-корреспондент АХ СССР (1967).
В 1912-14 учился в Петербурге в мастерской М. Д. Бернштейна и в АХ, где преподавал в 1918-21. В 1910-е гг. сотрудник "Сатирикона" и "Нового Сатирикона".
Один из основателей петроградских "Окон РОСТА", для которых создал в 1920-21 более 500 плакатов.
В ряде живописных и графических работ начала 20-х гг. сочетал приёмы кубизма и народного лубка. В графических циклах "Прачки" (1920-25), "Панель революции" (1922), "НЭП" (1925-27), исполненных чётким, острым штрихом, преобладают бытовые и гротескно-сатирические мотивы.
В живописи последующих лет (главным образом женские портреты и обнажённая натура) сочетал конструктивную устойчивость композиции со свободной импрессионистической манерой исполнения (портрет Т. В. Шишмарёвой, 1935, Русский музей, Ленинград).
Много работал в области иллюстрации детских книг, создал особую систему их художественной композиции, свой стиль иллюстрации, соединяющий условность броского рисунка-кадра и непосредственная жизненность изображения (иллюстрации: к книге Дж. Р. Киплинга "Слонёнок", изданной в 1921; к книге С. Я. Маршака "Цирк", изданной в 1925, "Мистер Твистер", изданной в 1933, "Двенадцать месяцев", изданной в 1943).
В 1942-45 участвовал в создании "Окон ТАСС".

***
Живописец и график, нар. худ. РСФСР (1966), чл.-корр. АХ СССР (1967). В 1912-16 учился в худ. школе М.Бернштейна и Л.Шервуда в Петербурге. Жил и работал в Петрограде - Ленинграде и в Москве. С 1909 участник выставок. Сотрудничал в ж. "Сатирикон", "Аргус" и др. В 1920-22 работал в плакатном отд. Петрогр. РОСТА, создал более 500 плакатов. В 1918-21 преподавал в петрогр. СВОМАСе. Один из создателей искусства илл. детской книги, в 1922-34 художник и худ. ред. Детского отдела ГИЗа в Ленинграде. В 1942-45 сотрудничал в "Окнах ТАСС", ж. "Красноармеец". Живописные композиции и портреты («Портрет Т.В.Шишмаревой», 1935), станковая графика (циклы «Прачки», 1920-25; «Панель революции», 1922; «НЭП», 1925-27), илл. к детским кн («Слоненок» Киплинга, 1921; «Цирк» Маршака, 1925; «Мистер Твистер» Маршака, 1933) и др. работы.

***
14.05.1891 (Петербург) — 21.11.1967 (Ленинград)
Советский живописец и график. Народный художник РСФСР (1966), член-корреспондент АХ СССР (1967).
В 1912-1914 учился в Петербурге в мастерской М. Д. Бернштейна и в АХ, где преподавал в 1918-1921.
В 1910-е гг. сотрудник «Сатирикона» и «Нового Сатирикона». Один из основателей петроградских «Окон РОСТА», для которых создал в 1920-1921 более 500 плакатов.
В ряде живописных и графических работ начала 20-х гг. сочетал приёмы кубизма и народного лубка. В графических циклах «Прачки» (1920-1925), «Панель революции» (1922), «НЭП» (1925-1927), исполненных чётким, острым штрихом, преобладают бытовые и гротескно-сатирические мотивы. В живописи последующих лет (главным образом женские портреты и обнажённая натура) сочетал конструктивную устойчивость композиции со свободной импрессионистической манерой исполнения (портрет Т. В. Шишмарёвой, 1935, Русский музей, Ленинград). Много работал в области иллюстрации детских книг, создал особую систему их художественной композиции, свой стиль иллюстрации, соединяющий условность броского рисунка-кадра и непосредственная жизненность изображения (иллюстрации: к книге Дж. Р. Киплинга «Слонёнок», изданной в 1921; к книге С. Я. Маршака «Цирк», изданной в 1925, «Мистер Твистер», изданной в 1933, «Двенадцать месяцев», изданной в 1943).
В 1942-1945 участвовал в создании «Окон ТАСС».
1950-е-1960-е Иллюстрирует в основном книги для детей.
1954 Серебряная медаль на выставке «Искусство книги» в Лейпциге.
1960 Большая серебряная медаль Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ).
1967 Член-корреспондент Академии художеств СССР.
1967 Умер в Ленинграде. Произведения Л. имеются в Москве - в Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств, Российской государственной библиотеке, Литературном музее, в Санкт-Петербурге - в Русском музее и многих других музеях и частных собраниях.