Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917]
Родился 23 февраля 1856 года около Любани, где находилось небольшое имение его отца, которое вскоре было продано с молотка. Семья перебралась в Петербург. В столице
действенно способствовал и укреплению авторского творческого начала в русской гравюре, его советами по технике офорта широко пользовались И.И.Левитан, И.Е.Репин, , И.А. Фомин и другие мастера. Историческое значение имела и его многолетняя педагогическая деятельность: он преподавал в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица (1884–1909), в Академии художеств (с 1894) и Рисовальной школе Общества поощрения художеств (с 1911).
Творчество
знаменует одновременно и вершину и заключительный этап в развитии русской репродукционной гравюры. Любимый и самый талантливый ученик Л.А. Серякова, которому тот завещал свои инструменты, работал в гравюре на дереве и в офорте. Художественное образование он получил сначала в Рисовальной школе при ОПХ (1870-75), а затем в гравировальном классе Петербургской АХ (1875-80), руководимом Ф.И. Иорданом. В качестве пенсионера АХ с 1880 по 1884 г. совершенствовал свое мастерство в Париже у знаменитого офортиста Гайяра и ксилографа А. Паннемакера.За свою жизнь
выполнил огромное количество репродукционных листов. Только в офорте их 278, причем 225 из них — портреты. Но наибольших успехов он достиг в области черно-белой ксилографии, виртуозно имитируя живописные и графические оригиналы. «Особенным успехом пользовались его факсимиле карандашных рисунков, технику которых он передавал изумительно, имитируя до иллюзии не только штрих, но и притирки пальцем и растушевкой, характер свинцового карандаша, итальянского или сангины», — писал о художнике . Сам же относился к работе гравера творчески и не сводил ее лишь к повторению оригинала. «Гравер не есть скучный копиист, а создатель нового мира образов, где картину художника он переводит на свой язык, придает новые оттенки». И еще: «Гравер переносит в гравюрную копию свою индивидуальность, которая всегда, сочетаясь с вдохновением автора-художника, создает новое произведение, полное жизни и такой прелести, какую оценит и сам автор картины».Однако время репродукционной гравюры уже проходило. Она не выдерживала конкуренции с фотомеханическими способами печати, стремительно развивавшимися в России в 1890-е гг. Лучшие ксилографии
датированы второй половиной 1880-х - началом 1890-х гг. Это такие шедевры, как воспроизведение "Боярыни Морозовой" (ок. 1887) В.И. Сурикова по фотографии, присланной самим живописцем, а также несколько листов с эскизов картины "Запорожцы". Особенно хороша голова "Смеющегося запорожца" (1892), не вошедшая в окончательный вариант репинской картины. С 1899 г. переходит с ксилографии на технику офорта, которая, по его мнению, давала большие возможности для творческой интерпретации оригинала. Лучшими его работами в этой области справедливо считаются портреты. Причем по глубине трактовки образов и виртуозному исполнению выделяются изображения М. П. Беляева и П. М. Третьякова (1894, с известного портрета И. Е. Репина). Важное значение имела для развития гравюры в России и преподавательская деятельность в ЦУТР (1884-1909), в качестве профессора гравюры в АХ (1894- 1917), наконец, в Рисовальной школе при ОПХ (с 1911), где начинал он сам. Учениками были такие впоследствии знаменитые граверы, как , И.Н. Павлов, П А. Шиллинговский и др. Кроме того, разным граверным техникам обучал , , , , , , , .Работы художника хранятся во многих музеях России и частных коллекциях.