Нестеров Михаил Васильевич [1862—1942]
Свирель (Весенняя сказка). 1931
-
- Название Свирель (Весенняя сказка)
- Год создания 1931
- Материал Картон, масло
- Размер 46 x 49
- Собрание Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
- Все работы автора Всего: 260
Описание
«Как велико в нашем поколении было чувство Родины, как она могла нас волновать», — писал
своему другу. Искусство было для художника прежде всего служением Родине. В этом он видел не только долг, но и призвание. Передать самобытность России, «своим личным, вам принадлежащим чувством, чутьем понять свое, нам милое и дорогое» – так понимал свою задачу живописец. «Национальное» истолковывал как глубоко личное. Вслед за и и одновременно с ними он в своем творчестве выразил интимное чувство Родины, родной природы.Одна из работ мастера названа «Свирель» (1906). Голос Нестерова — негромкий, но родниково-чистый — в оркестре его современников — напоминает звучание этого инструмента. МолчаниеМолчание. 1903Холст, масло, 71,2 x 116Государственная Третьяковская галерея» (1903), «Тихие водыТихие воды. 1922Холст, масло, 66,5 x 102Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств» (1912), «Тихая жизньТихая жизнь. 1921Картон, гуашь, 30 х 38,2Частная коллекция» (1901) — характерные названия его произведений. Он хотел видеть свою родину умиротворенной и преображенной этой тишиной. С благоговейным чувством сына к матери — России он изображает ее неповторимый лик, ее леса и дали, ее воздух. Природа у утренне чиста и просветленно печальна. Она обольщает мучительно влюбленного в нее художника своей застенчивой, хрупкой красотой. В «Христовой невестеХристова невеста. 1913Дерево, масло., 61 x 62Приморская краевая картинная галерея» (1887) он как бы только смутно предчувствует эту красоту. В «ПустынникеПустынник. 1888—1889Холст, масло, 142,8 x 125Государственная Третьяковская галерея» он словно бы прозревает. Земля, в ее осенней наготе, оказывается приближенной к глазам зрителя. Она дышит, мы ощущаем ее влагу, ее поры. Клочья снега, пожухлая трава, порыжевшие от летнего солнца и первых заморозков колючки и былинки, убогая елочка, сиротливо стоящая на берегу, гроздь рябины, схваченной морозом, — вся эта «скудость» приобретает под кистью значение художественной драгоценности.
— поэт родной земли и в поэзии лирик. Он словно бы «вслушивается» зрением в затаенное бытие любимых полей и перелесков, чтобы постичь в их скупой красоте сокровенную душу. услышал тишину как великую благодать природы. «