Орлова Хана (Orloff Сhana)

12 июля 1888 (Царе-Константиновка, ныне Константиновка Донецкой обл.) – 18 декабря 1968 (Тель-Авив). Скульптор.

Из патриархальной еврейской семьи. Отец был увлечен идеями сионизма; в 1904 эмигрировал с семьей в Палестину и поселился в первой еврейской колонии Петах-Тикве близ Яффы, где стал обрабатывать землю.

В юности работала портнихой. В 1910, не получив поощрения близких в занятиях скульптурой, самостоятельно уехала во Францию и поселилась в Париже. В 1911 поступила в Национальную школу декоративного искусства, заняв 2-е место на вступительном конкурсе, и начала изучать скульптуру в Русской академии М. Васильевой. Вошла в круг художников Монпарнаса, познакомилась с А. Модильяни (в 1920 выполнила его посмертную маску), П. Пикассо, Ж. Кокто, Г. Аполлинером, О. Цадкиным и Х. Сутиным. В 1913 впервые выставила в Осеннем салоне два бюста из дерева. В 1916 вместе с А. Матиссом, Ж. Руо, К. Ван Донгеном участвовала в выставке в галерее Bernheim. В том же году вышла замуж за поэта Ари Юстмана, приехавшего в Париж из Варшавы. Фотографии ранних скульптур были использованы для иллюстраций его сборника «Поэтические раздумья». В 1918 муж был мобилизован в армию и умер во время эпидемии гриппа, оставив ее с годовалым ребенком.

Создала скульптуры из дерева: «Амазонка» (1913), «Беременная» (1916), «Дама с веером» (1919), «Портрет художника-еврея» (1919), «Портрет Жанны Эбютерн» (1915); некоторые из ранних работ позже отлила в бронзе. С 1920-х работала также в мраморе, бронзе и цементе. Излюбленным жанром был скульптурный портрет с заостренной психологической характеристикой: художник А. Е. Яковлев (1921), астроном Ж. Пикар, актриса Людмила Питоева, художник и танцовщик П. Крог, деятели еврейской культуры Эдмон Флег (1922), Ида Шагал (1923), Реувен Рубин (1923), Д. О. Видгоф («Курильщик с трубкой», 1924) и Хаим-Нахман Бялик (1926). Обращалась к женским образам и теме материнства: «Ева» (1923), «Женщина с гитарой», «Сидящая женщина», «Голова ребенка», «Мой сын» (1923), «Материнство» (1924). Исполняла небольшие фигуры животных и птиц: «Индюк» (1925), «Собака» (1936), «Альбaтрос» (1939), «Павлин» (1939). Выполнила графические портреты знаменитостей художественного мира для книги: Pellerin J., Picard G. «Figures d’aujourd’hui» (Paris: E.-F. d’Alignan, 1923). В 1925 была награждена орденом Почетного легиона, приняла французское гражданство.

Выставлялась в парижских салонах: Осеннем (1920–1922, 1925–1927, 1946, 1947; член салона с 1925), Независимых (1920–1924, 1934), Тюильри (1927, 1931, 1932), L’Araignée (1923–1927). Участвовала в выставках русских художников в Париже (группа «Мир искусства», галерея La Boёtie и Осенний салон, 1921; d’Alignan, 1931; L’Époque, 1932; La Renaissance, 1932), Лондоне (Whitechapel, 1921), Брюсселе (1928), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928); в международных выставках в Женеве (1920) и Цюрихе (1931), в выставке «Мастера независимого искусства» в Пти Пале в Париже (1937). Провела персональные выставки в Париже (J. Povolotzky, 1922; Briant–Robert, 1923; Au Portique, 1924; A. Drouant, 1926; Druet, 1926; Zak, 1934), Нью-Йорке (E. Weyhe, 1929; M. Sterner, 1938), Лондоне (Leicester, 1935), Чикаго (1930), Амстердаме (1932), Тель-Авиве и Иерусалиме (1935), Бостоне (Музей изящных искусств, 1938).

Входила в Союз русских художников в Париже, участвовала в устройстве литературно-художественных вечеров. Жертвовала свои работы для благотворительных целей Московскому землячеству.

В 1940–1942 оставалась в оккупированном Париже. В декабре 1942, получив предупреждение о возможном аресте, уехала в Гренобль, затем в Лион, а оттуда вместе с сыном и художником Жоржем Карсом переправилась в Швейцарию. Создала там более 50 работ, которые в 1945 показала на персональной выставке в галерее Георга Мооса в Женеве.

После окончания войны вернулась в Париж. Ее мастерская была разгромлена, около 100 скульптур уничтожено. В 1946 на персональной выставке в галерее на улице de France показала наряду со скульптурой серию рисунков «Возвращение» на тему концлагерей. В 1946–1949 провела ряд ретроспективных выставок в Амстердаме, Осло, Нью-Йорке, Чикаго.

С 1950 часто выезжала в Израиль и подолгу жила там. Исполнила для Израиля несколько монументов: скульптурную группу «Материнство» в кибуце Эйн-Гев (1949), памятник борцу за независимость Дову Грюннеру в Рамат-Гане (1953), монумент «Раненая птица» в память о погибших израильских пилотах в кибуце Бейт-Орен (1963), скульптуру «Голубь мира» в вестибюле Дворца Нации в Иерусалиме (1964). В 1961 ретроспективная выставка, посвященная 50-летию творческой деятельности, прошла в ряде городов Израиля. Продолжала участвовать в салонах (в частности, в салоне Сравнений – 1955–1964) и групповых выставках, проводила персональные выставки во многих странах.

В 1968 скоропостижно скончалась в Израиле, куда прибыла для устройства в Музее Тель-Авива выставки, приуроченной к 80-летию со дня ее рождения. Похоронена в Тель-Авиве на кладбище Кирьят-Шауль.

В 1969 мемориальная ретроспектива прошла в галерее des Anciens et Modernes, в 1970/1971 – в Музее Родена в Париже. Выставки продолжают проходить в разных странах. Представлена во многих музеях Западной Европы, США, Израиля. В 2003 работы экспонировались на выставке «Русский Париж» в ГРМ.