Пуни (Пуньи) Иван (Жан) Альбертович [1894—1956]

Отец И. Пуни - известный виолончелист Мариинского театра Альберт (Андрей) Пуни. Родители художника были родом из Италии. Дед художника по отцовской линии Цезарь Пуни был знаменитым итальянским композитором. Он родился и вырос в дачном пригороде Петербурга Куоккале, знаменательном месте, где жил великий Репин. Сейчас это место носит название Репино. Азы художественного образования художник получил дома, брал уроки у И.Репина Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,..., который дружил с семьёй Пуни. С 1900 по 1908 учился в Императорской Николаевской Военной академии. В 1909 г. открыл собственную мастерскую в Петербурге. В 1910-12 гг. жил в Париже, занимался в академии Р. Жюлиана и других художественных студиях. Вернувшись в Петербург, познакомился с Д.Бурлюком Бурлюк Давид Давидович Бурлюк Давид Давидович [1882—1967] Русский художник и писатель, идейный вдохновитель футуризма. Участник обьединений "Синий всадник", "Союз молодежи", "Гилея", "Бубновый валет", "Общество Изобразительных Искусств"...., В. В. Маяковским Маяковский Владимир Владимирович Маяковский Владимир Владимирович [1893—1930] Крупнейший русский и советский поэт, художник-авангардист, живописец, плакатист...., В. В. Хлебниковым, К.Малевичем Малевич Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве...., участвовал в выставке "Союза молодежи", «Бубновый валет» (1916-17), «4 искусства» (1928) и др.

В 1913 г. вновь отправился в Париж, где увлекся кубизмом, выставлял свои работы в Салоне Независимых.

В 1915 г. вместе с женой К. Пуни-Богуславской организовал в Петрограде выставки "Трамвай "Б", "0,10". Пуни выполнил эскиз обложки футуристического альманаха "Футуристы. Рыкающий Парнас"Пуни И. А. Обложка футуристического альманаха "Футуристы. Рыкающий Парнас"Обложка футуристического альманаха "Футуристы. Рыкающий Парнас". 1914Бумага, тушь (1914). Его квартира на Гатчинской улице в Петербурге, где он жил с супругой, стала местом собраний поэтов, музыкантов, художников-футуристов.

В январе 1916 г. вместе с К. С. Малевичем Пуни провел конференцию по современному искусству в зале Тенишевского училища в Петрограде. К этому же времени относится создание беспредметных произведений, близких к работам Малевича, а также жанровых картин и портретов ("Скачки", "Парикмахерская", "Игроки в карты", "Автопортрет"). Позднее, в Берлине в 1923 г., Пуни невысоко оценивал достижения русского беспредметного искусства (и своего собственного), определяя его как "беспредметное конструирование", "триста тысяч комбинаций из одного круга и пары квадратов".

После революции Пуни был одним из учредителей союза "Свобода искусству" (1917), в 1918 г. стал профессором петроградских ГСХМ, участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первомайским торжествам и годовщине Октябрьской революции, работал на Государственном фарфором заводе, выполнил проект печати для Совнаркома.

В январе 1919 г. М. З. Шагал Шагал Марк (Моисей) Захарович Шагал Марк (Моисей) Захарович [1887—1985] Российский и французский художник. Занимался сценографией. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.... пригласил супругов Пуни преподавать в Витебскую народную художественную школу, но уже осенью Пуни возвратились в Петроград и в конце года эмигрировали в Финляндию, уйдя пешком по льду Финского залива в Куоккалу, в имение отца, оказавшееся в те годы по ту сторону границы, а оттуда  в 1920 году супруги переехали в Берлин.

В Берлине Пуни провел персональную выставку в галерее «Der Sturm», устроив перформанс со статистами, одетыми «в буквы» (1921). Опубликовал свою книгу Современная живопись (1923), где подверг резкой критике беспредметное искусство. С 1923 жил в Париже. Там он встречался с художниками современных направлений - Ф. Леже, А. Марке, А. Озанфаном, Дж. Северини. Пережил увлечение конструктивизмом, дадаизмом, кубизмом. Последущее творчество художника тяготеет к импрессионистической манере, он отходит от беспредметного авангарда. В 1946 г. Пуни принял французское гражданство, стал кавалером ордена Почетного легиона. В этот же период с успехом проходят его персональные выставки в галереях Парижа, в Нью-Йорке, Лондоне, Вене, Токио, Риме. Умер художник в своей парижской мастерской.