Салахов Таир Теймурович [1928]

Герой Социалистического Труда, Народный художник СССР, Азербайджана и Российской Федерации, лауреат Государственной премии СССР и Государственных премии Азербайджанской ССР /2 премии/, профессор, член-корреспондент Академии изящных искусств Франции, академик - корреспондент Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (Испания), действительный член Академии художеств Кыргызской Республики и Академии изящных искусств Азербайджана.

Родился 29.11.1928 г. в Баку.
Живет и работает в Москве.
Живописец. Учился в Азербайджанском художественном училище им. А. Азимзаде (1945-1950). В 1957 г. окончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова по мастерской П. Д. Покаржевского.

Государственная премия СССР 1968 г. за "Портрет композитора Кара Караева" (1960), картины "Ремонтники" (1960), "У Каспия" (1967).
Республиканская премия Азербайджанской ССР им. Мирзы Фатали Ахундова 1965 г. за декорации и костюмы к спектаклю "Антоний и Клеопатра" У. Шекспира (1964 г.) в Азербайджанском государственном театре драмы им. М. Азизбекова.

Государственная премия Азербайджанской ССР 1970 г. за картину "Новое море" (1970).

В 1959 г. присуждена премия ВЛКСМ и диплом VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене за пейзаж-картину "Утренний эшелон" (1959).

Серебряная медаль АХ СССР 1962 г. за "Портрет композитора Кара Караева" (1960).
Золотая медаль им. М. Б. Грекова 1977 г. за создание произведений на героико-патриотическую тему.

Золотая медаль PAX (1998 г.) за произведения последних лет.
Среди наиболее известных работ автора также портреты: композитора Фикрета Амирова (1967), Д. Д. Шостаковича (1974-1976), Расула Рзы (1971), Расула Гамзатова (1978), матери (1984), Вари (1985), И. Мирошниченко (1981); "Мексиканская коррида" (1969); графические и живописные циклы: "По Чехословакии" (1961-1965), "По Италии" (1964-1972), "По Америке" (1965-1970), "Индия" (1968-1970), "По Норвегии" (1968-1978); театральные декорации и эскизы костюмов к спектаклям "Кер-оглы" У. Гаджибекова (1975), "Айдын Д. Джабарлы" (1972).

Действительный член АХ СССР (1975). Народный художник СССР (1973). Народный художник Азербайджанской ССР (1963). Народный художник РФ (1996). Профессор с 1973 г. В 1973-1992 гг. — первый секретарь прав-ления Союза художников СССР. В 1972-1974 гг. — председатель правления Союза художников Азербайджанской ССР. В 1975 г. избран почетным членом Союза художников ГДР, в 1983 г. — почетным членом Общества деятелей изобразительного искусства Австрии. Почетный член Федерации культуры и образования штата Монтана (США) (1985).

В 1987 году избран членом Французской академии искусств. Член-корреспондент Королевской Академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде, Испания (1998). Герой Социалистического Труда (1989). С 1979 г. — член Президиума АХ СССР (с 1992 г. — PAX), академик-секретарь Отделения живописи. Вице-президент PAX, академик-секретарь Отделения живописи с 1997 г. Почетный президент Международной ассоциации пластических искусств при ЮНЕСКО (1982). Действительный член Академии изящных искусств Азербайджана (1993). Действительный член АХ Кыргызской республики (1998). Вице-президент международной Федерации художников России (1997). Заместитель председателя Палаты по науке, образованию и культуре, председатель Комиссии по связи с творческими союзами в Политическом консультативном Совете при Президенте РФ (1996). ***
Родился в 1928 году в Баку. Изобразительным искусством увлекся еще в школьные годы. Учился в Азербайджанском художественном училище им. А.Азим-заде (1945-1950). В 1957 году закончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова.

Профессионализм, мастерство были присущи уже ранним, студенческим работам Т.Салахова. Картины "Волны", "Эстакада" (1955) имели успех на республиканской художественной выставке, его дипломная работа "С вахты" (1957) привлекла к себе внимание художественной общественности. Цикл произведений о тружениках Каспия стал эпохой в отечественной живописи.

К выдающимся явлениям современного искусства следует отнести и портретную галерею Т.Салахова. На протяжении десятилетий мастер изображает родных и друзей, создает блистательную серию образов деятелей культуры.

Творчество Художника демонстрирует, что такое подлинное мастерство, которому все подвластно. Салаховская живописная речь, словно предназначенная для создания монументальных фресок, может стать олицетворением нежности, наполняясь любовью и заботливым теплом, как в "Портрете матери", "Портрете Дана", "Айдан" или поражать трагизмом, воплощенном в произведениях о судьбах эпохи, судьбе человека-творца (портрет композитора Д.Шостаковича, портрет Кара-Караева ).

В натюрмортах и пейзажах родного Абшерона, в работах, выполненных в США, Италии, Мексике, Японии запечатлена радость творца от соприкосновения с окружающим миром, его умение с безошибочной интуицией постичь характер природы разных стран, жизни и быта людей.

Яркой образностью, высокой культурой сценографии, умением точно воссоздать дух эпохи, отмечены театральные работы мастера.

Таир Салахов - участник многочисленных престижных российских и зарубежных выставок. Его произведения представлены в крупнейших музеях России, Азербайджана, Украины, Киргизии и других государств, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей Востока (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Азербайджанский государственный музей искусств им. Р.Мустафаева (Баку), хранятся во многих музейных и частных собраниях мира.

Многие называют Таира Салахова "полномочным послом по искусству". Благодаря его усилиям, его вкусу, в нашей стране состоялись выставки таких крупнейших зарубежных художников, как Ф.Бэкон, Г.Юккер, Д.Розенквист, Р.Раушенберг, Я.Кунеллис, Р.Тамайо и других.

Редкостное умение художника реализовать большие благородные дела отразилось и в его многолетней педагогической деятельности (в Азербайджанском государственном театральном институте им. М.Алиева, Московском государственном академическом институте им. В.И.Сурикова). Т.Салахов поддержал и буквально выпестовал несколько поколений молодых художников. Многие из них стали известными художниками, лауреатами международных конкурсов, руководителями творческих союзов.

Увенчанный многочисленными престижными наградами и званиями, находясь на вершине творческого Олимпа, Мастер открыт художественным реалиям современности. Он не устал быть художником, остается натурой чувствующей, ранимой, ищущей. Его творчество с годами приобрело большую внутреннюю напряженность и выразительность стиля. Особенности живописного языка Т. Салахова обрели новый уровень, благодаря чрезвычайно возросшему драматизму произведений.

***
Родился в Баку 29 ноября 1928 в семье партийного работника, ставшего в 1930-е годы жертвой сталинских репрессий. Окончил Художественное училище имени А.Азимзаде в Баку (1950) и московский Художественный институт имени В.И.Сурикова (1957). Жил в Баку, затем переселился в Москву, но постоянно приезжал на родину. Испытал влияние А.А.Дейнеки, а также «героических портретов» П.Д.Корина.
Получил известность картинами о рабочих-нефтяниках (Ремонтники, 1961, Музей искусств имени Р.Мустафаева, Баку) и портретами художественной интеллигенции (Композитор Кара Караев, 1960; Д.Д.Шостакович, 1976; оба портрета – в Третьяковской галерее, Москва), жесткими по колориту и композиционной ритмике, графично-четкими по форме, полными энергически-волевого творческого самоутверждения; эти работы стали классическими образцами т.н. сурового стиля, противостоящего, несмотря на свой официально-выставочный статус, устоявшимся стандартам соцреализма. Веяния «оттепели» – сохранившиеся и в период «застоя» – ярко дали о себе знать и в административной деятельности мастера. В качестве первого секретаря Союза художников СССР (1973–1992) он упорно придерживался принципов дипломатичного, но глубоко принципиального либерализма, позволявшего художникам, особенно в 1980-е годы, последовательно расширять территорию творческой свободы. С 1979 – академик-секретарь Российской академии художеств по отделению живописи (с 1996 – вице-президент академии).
Многие из значительных произведений Салахова связаны с впечатлениями от зарубежных поездок – в Испанию, США, Мексику и другие страны (Мексиканская коррида, 1969, там же; триптих Встреча с Р.Раушенбергом, 1990, собственность художника). Плодотворно работал также как сценограф (оформление целого ряда спектаклей Академического драматического театра имени М.Азизбекова в Баку – У.Шекспир Антоний и Клеопатра, 1964, и Гамлет, 1970; У.Гаджибеков Кер-оглы, 1975, и др.) и педагог (преподавал в бакинском училище имени М.Алиева, 1963–1974, и Московском художественном институте имени В.И.Сурикова, с 1975). Лауреат Государственной премии СССР (1968). Герой Социалистического Труда (1989).