Шапошников Борис Валентинович [1890—1956]

Учился сначала в Московском Археологическом институте, который выпускал также и музейных работников. Затем, несколько лет на историко-филологическом факультете Московского университета.
 
Живописи   учился в студии у Юона, брал частные уроки у Сапунова и Феофилактова. Борис Валентинович с 1910 года входил в группу художников авангарда «Бубновый валет» и принимал участие в выставках  этого художественного объединения.
 
 1912 году он посетил  Италию и     познакомился с  Вячеславом  Ивановым. В это время он переводил трактаты итальянского поэта, основателя футуризма Томмазо Маринетти, и в 1912 году  он  опубликовал их в журнале «Маски».  Принимал участие в первой мировой войне (прапорщик, подпоручик) Во время февральской революции был членом ВРК, затем демобилизован по болезни.
 
В 1919-1921 гг.  он -  профессор истории искусства в Московском  Пролеткульте.  В 20-тые годы Борис Валентинович был научным сотрудником и членом президиума ГАХН. В 1928 году издал книгу «Эстетика числа и циркуля». 
 
С 1921 года и до ликвидации в 1929 году возглавлял Музей дворянского быта 40-х годов,   созданный в начале  XX века, точнее  в 1919 году, по инициативе Отдела по делам музеев и охраны памятников Наркомпроса РСФСР во главе с Н.И. Троцкой. Борисом Валентиновичем написан путеводитель «Бытовой музей 40-х г.г.», выдержавший с 1924 по 1928 годы четыре издания.  
 
С 1929 по 1932  годы находился в ссылке в Великом  Устюге.  Затем, в 40-х гг. – заведующий экспозицией  музея Л.Н. Толстого в Москве, Литературных музеев  в Ясной Поляне и при «Комнате, в которой умер Л.Н. Толстой» на железнодорожной  станции «Лев Толстой».
 
В конце 1930-х годов  он принимал  активное участие в создании музея-квартиры Пушкина на Мойке,    в   1940 году создал путеводитель по этому музею. После войны в сороковые годы помимо музеев на Мойке и в Михайловском с его участием был организован музей Пушкина в Царском (тогда Детском) селе. Кроме того, в 1936-1939 и затем в 1948-1956 годах заведовал Литературным  музеем Пушкинского дома (ИРЛИ).  
 
В 1950 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Литературные музеи», он автор ряда статей по искусствоведению и музееведению («Портрет и его оригинал» «Музей как произведение искусства» и т. д.)