Шаршун Сергей Иванович [1888—1975]

4/16 августа 1888 (Бугуруслан, Самарской губ., ныне Оренбургская обл.) – 24 ноября 1975 (Вильнёв-Сен-Жорж, под Парижем). Живописец, график и литератор.
Старший из четверых детей купца Ивана Михайловича Шаршуна, католика, родом из Словакии. Мать – Матрена Ивановна Саламатина, из купеческой семьи. Детство провел в Бугуруслане. До 1907 учился в Симбирском коммерческом училище. Безуспешно пытался поступить в Казанское художественное училище. В октябре 1909 приехал в Москву, занимался в частных студиях И. И. Машкова и К. Ф. Юона. Познакомился с М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, поэтом А. Е. Крученых.
Осенью 1910 был призван в армию. В 1912 дезертировал. Через Польшу и Берлин приехал в Париж; занялся живописью. Посещал Русскую академию М. Васильевой и академию Ла Палетт, учился у А. Ле Фоконье, Ж. Метценже и Д. де Сегонзака. В 1913–1914 показал первые кубистские опыты («Эластические композиции») в салоне Независимых. Сблизился со скульптором Еленой Грюнхов, ученицей А. Бурделя и А. П. Архипенко; с началом Первой мировой войны уехал с ней в Барселону. Увлекся испано-мавританской майоликой, под влиянием которой разработал свою версию «орнаментального кубизма». В 1916 и 1917 провел персональные выставки в галерее Dalmau в Барселоне (первая – совместно с Грюнхов). Создал два рисованных цветных фильма (один из них – «Гитара», навеянный цыганской песней, другой посвящен русской теме).
После Февральской революции 1917 решил вернуться на родину и записался в Русский экспедиционный корпус во Франции. На фронте заболел гриппом, в 1919 демобилизовался и вернулся в Париж. В первое время работал рассыльным в издательстве Я. Поволоцкого.
В Париже познакомился с Ф. Пикабия, Т. Тцара, Г. Арпом, М. Эрнстом, М. Дюшаном, примкнул к группе «Дада», участвовал во многих манифестациях дадаизма. По рекомендации Пикабия провел выставку в книжном магазине А. Форни. В 1921 участвовал в салоне Независимых, в групповой выставке дадаистов в галерее Montaigne и Выставке русского искусства в галерее Whitechapel в Лондоне. Написал и проиллюстрировал дадаистскую поэму на французском языке «Foule immobile» («Неподвижная толпа») (Париж, 1921; переизд. в 1966 и 1968).
Посещал кружок «Зеленая лампа» у Мережковских и «Кочевье» у М. Слонима, собрания «Палаты поэтов» и Союза молодых писателей и поэтов, «воскресенья» у Ф. Пикабия и «четверги» у А. Озанфана, был членом литературно-художественного кружка «Гатарапак», группы «Через» и Союза русских художников во Франции. 21 октября 1921 провел дадаистский вечер вместе с секретарем Союза русских художников И. М. Зданевичем; 21 декабря 1921 в кафе «Caméléon» прошел его вечер, организованный дадаистами и литературно-художественным объединением «Палата поэтов».
В 1922 приехал в Берлин, рассчитывая оттуда вернуться в Россию, но после бесед с побывавшей в России Айседорой Дункан отказался от своего намерения. Общался с поэтами Андреем Белым, А. Кусиковым, Б. Поплавским, В. Парнахом и Б. Божневым, с художниками И. А. Пуни и М. Ф. Андреенко, встречался с Б. Л. Пастернаком и В. В. Маяковским. Провел выставки в галерее Der Sturm (совместно с Е. Грюнхов, 1922), в книжных магазинах издательства «Заря» и К. E. Twardy (1923). В Берлине сотрудничал в дадаистских журналах «391», «Манометр» и «Мекано». Выпустил брошюру «Дадаизм» и начал издавать газету-листовку на русском языке «Перевоз Дада» (издание продолжалось в Париже до 1949; всего вышло 13 номеров). В 1923 расстался с Е. Грюнхов и вернулся в Париж.
Провел персональные выставки в парижских галереях: J. Bucher (1926), Aubier (1927), Percier (1929), Bonaparte (1930) и Quatre Chemins (1939). Предисловия к каталогам писали А. Сальмон, В. Жорж и А. Озанфан. Участвовал в русских выставках в кафе «La Rotonde» (1925), в галерее L’Époque (1931, группа журнала «Числа»), в Уилмингтоне, США (1932), Праге (1935), в групповых выставках в Париже, Амстердаме, Страсбурге, Барселоне, Стокгольме, Брюсселе и Нью-Йорке.
В годы экономического кризиса (1929–1933) получал пособие для интеллектуальных безработных; писал для продажи небольшие полуабстрактные пейзажи и натюрморты. В эти годы в большей мере сосредоточился на литературном труде. Был автором стихов, афоризмов и прозы. Написал и издал малыми тиражами (50–200 экз.) поэмы в прозе «Долголиков» (издано в 1934) и «Небесный колокол» (1939), роман «Путь правый» (1934), лирические повести «Заячье сердце» (1937), «Подать» (1938) и др.; в 1960-е ряд произведений был переиздан издательством Ле Кестьон. Печатался в журналах «Числа» (Париж, 1930–1934), «Меч» (Варшава, 1934–1939), «Полярная звезда» (Париж; Брюссель, 1935) и «Круг» (Париж, 1936–1938). С 1922 в течение полувека нерегулярно издавал серию двух-трехстраничных газет-листовок под разными названиями («Памятник», «Клапан», «Вьюшка», «Свечечка»), в которых выступал как художник, писатель и философ. Во второй половине 1920-х отошел от дадаизма. Стал интересоваться взглядами Рудольфа Штайнера, бывал на собраниях антропософского кружка под председательством Н. А. Тургеневой. Увлечение антропософией наложило отпечаток на его художественное творчество.
В 1942 обосновался в мастерской «Cité Falguière» в Париже. В середине 1940-х перешел к абстрактной живописи. Орнаментальный кубизм сменился абстрактно-геометрическими формами, затем натюрмортами в духе пуризма и монохроматическими композициями со сложной рельефной фактурой. Чаще всего обращался к теме воды (с которой считал себя связанным через карму) и музыки: циклы «Морская стихия» (1948–1949), «Венеция» (1952), «Пастораль Бетховена № 2» (1954), «Концерт Баха» (1958), «Шопен. Сильфиды» (1965), «Скрябин. Соната № 6» (1972).
В 1944 заключил первый контракт с парижской галереей R. Creuse, провел в ней семь выставок (1944–1956), которые значительно улучшили материальное положение. Выставлялся в галереях J. C. de Chaudun (1957), Dina Vierny (1957), M. Warren (1958/1959), в Монреале (1956/57, галерея L’Actuelle, ретроспектива) и Копенгагене (1959). Участвовал в выставках, организованных Союзом русских патриотов (февраль 1945; «В честь Победы», июль 1946), в выставках в пользу русских военнопленных.
В 1960, после разрушения старых мастерских «Cité Falguière», переехал в Ванв. Продолжал писать абстрактные картины. Иллюстрировал и оформил малотиражные книги П. Лекуира: «Общая панорама» (1963), «Книга балетов» (1964), «Абракадабра. Серж Шаршун, поэма-портрет» (1971). В 1965 пожертвовал картины для продажи в пользу собора св. Александра Невского в Париже.
Проводил персональные выставки в Париже, Нью-Йорке (1960), Милане (1962, 1969, 1974), Дюссельдорфе (1963), Сент-Этьенне (1964), Женеве (1967, 1971), Люксембурге (1967, 1970/1971), Реймсе (1971), Каннах (1974); участвовал в выставках: «Русские живописцы Парижской школы» (Сен-Дени, 1960; Париж, Дом французской мысли, 1961), «Значительные картины русских художников во французских коллекциях» (1972), «Русский взгляд» (Гейдельберг, 1974), «Снова русские» (Париж, 1975), в крупных выставках абстрактного искусства. В 1971 состоялась ретроспектива в Национальном музее современного искусства в Париже, после которой пришло признание и большинство картин было приобретено коллекционерами и музеями.
Добившись известности и материальной обеспеченности, продолжал вести скромный образ жизни, помогал друзьям, в том числе жившим в России. Переиздал свои литературные произведения 1930-х годов (издательство «La Question»), выпустил книги прозы «Неприятные рассказы» (1964), «Ракета» (1965), «Роздых: идиллия» (1966), «Без маяка: четыре пейзажа» (1969), «Афоризмы шепотом» (1969), «Без тебя: скучная история» (1972) и др.
В 1973 отправился в туристическую поездку на Галапагосские острова, после которой наступило резкое ухудшение здоровья. Похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа.
В 1976 мемориальные выставки прошли в галереях C. Ratié и de Seine, в Национальном музее современного искусства в Париже. В 2006 выставка работ художника была организована ГРМ и ГМИИ им. А. С. Пушкина. В том же году в московской галерее «Наши художники» его работы были представлены в экспозиции «Русская абстракция во Франции середины XX века». Представлен в крупнейших музеях современного искусства Европы и США, в том числе в ГТГ.