Васильев Николай (Николас) Васильевич [1875—1958]

Николай Васильевич Васильев родился 26 ноября (8 декабря) 1875 в селе Погорелки Угличского уезда Ярославской губернии. Его отец, выходец из крестьян, смог перейти в купеческое сословие. Николай Васильевич служил в армии, после чего в 1896 году поступил в институт Гражданских инженеров. Закончил институт в 1901 году с серебряной медалью «за лучшие архитектурные проекты». По окончании Института Гражданских инженеров поступил в Академию Художеств, где учился в мастерской Л. Н. Бенуа. Закончил Академию в 1904 году.
 
До революции жил и работал в Санкт-Петербурге. С 1906 года служил в канцелярии по учреждениям Императрицы Марии, одновременно занимаясь частной практикой. Основной сферой деятельности Николая Васильева была работа над конкурсными проектами, большей частью в компании бывших сокурсников — коллег архитекторов. В рамках этой деятельности Васильев брал на себя в основном решение художественных задач — оформление фасадов, предоставляя коллегам работу над планом. Отдельного внимания заслуживают выполненные Васильевым перспективы зданий, имеющие самостоятельное художественное значение. Наиболее успешным стал союз с Алексеем Бубырем, среди их совместных работ дом Бубыря на Стремянной улице и Немецкий театр в Ревеле (Таллин).
 
Конец десятилетия стал самым плодотворным периодом в карьере архитектора. Им были представлены проекты Соборной мечети (1-я и 2-я премии) в Санкт-Петербурге и купеческого банка в Харькове (2-я премия), доведенные впоследствии до строительства, велась активная проектная работа для Ревеля (Таллин). Творческим достижением Васильева стали проекты больших жилищных комплексов с оригинальным оформлением фасадов. Идеи, сформулированные в этих работах, были позднее реализованы при строительстве комплекса Бассейного кооператива.
 
Считается одним из лидеров направления «северный модерн», возникшего в Петербурге под влиянием архитектуры Финляндии. Получил высокую оценку своего творчества от известного финского архитектора Элиэля Сааринена. В 1910-е годы проекты Николая Васильева в стиле «неоклассицизм» не доходят до реализации. Более поздние значительные работы — жилой комплекс Бассейного товарищества собственных квартир («Бассейный кооператив») и здание торговых рядов на Литейном проспекте («Новый пассаж»).
 
В 1918 году эмигрировал через Турцию и Сербию в США. Успешно работал в Америке, направлял проекты на представительные архитектурные конкурсы в СССР.