Захаров Федор Иванович [1882—1968]

18/30 апреля 1882 (Астрахань) – 28 августа 1968 (Нью-Йорк). Живописец, график.

Сын фабричного рабочего, вырос в Москве. В 1910–1916 учился в МУЖВЗ; курс не закончил и покинул училище со званием учителя рисования. В 1915 несколько его гравюр приобрел Румянцевский музей. Участвовал в выставках МТХ (ежегодно в 1912–1916, 1918, 1922; член МТХ с 1916), «Мир искусства» (М., 1913, и Пг., 1922), СРХ (1916, 1917, 1922 и 1923; член СРХ с 1918) и в 4-й выставке АХРР «Красная Армия» (М., 1923). В 1918–1920 преподавал в московских ГСХМ. Исполнил иллюстрации пером к «Графу Нулину» А. С. Пушкина (Берлин, 1922) и несколько книжных знаков, которые экспонировались на выставках экслибриса в Ленинграде (1926, 1928).

В 1923 выехал в Нью-Йорк в составе оргкомитета Выставки русского искусства в Америке. Исполнил афишу выставки (два варианта) и удачно продал на ней ряд работ, включая живописные портреты В. М. Васнецова и П. Д. Эттингера. По окончании выставки остался в США.

Писал небольшие по формату портреты в интерьере или на фоне пейзажа. В композиционных решениях опирался на образцы северного Ренессанса. Его меценатом стал коллекционер Чарльз Крейн, который способствовал получению художественных заказов в светских кругах Америки. Исполнил несколько портретов Ч. Крейна и членов его семьи. Выпустил альбом зарисовок, сделанных на вокзалах, в поездах и на пароходах.

Провел персональные выставки в Филадельфии (1924, магазин Дубасова; вместе с В. В. фон Мекком), Париже (1933, галерея Половцева) и Нью-Йорке (1934, Durand-Ruel). Участвовал в русском отделе международных выставок в Питтсбурге (1925), Нью-Йорке (1926), Филадельфии (1926), во многих групповых выставках в США. Получил премию В. Липпинкота за картину «В мечтах» на 123-й выставке Пенсильванской Академии изящных искусств в Филадельфии (1928), 1-й приз публики за картину «Балерина» на бьеннале в галерее Corcoran в Вашингтоне (1937), премию за картину «Свет и тени» Национального клуба искусств (1941) и 1-й приз за картину «Газета» Лиги американских художников-профессионалов (1961).

Работы воспроизводились в журнале «The Studio» (портреты дирижера Н. С. Голованова, поэта К. А. Липскерова, миниатюрные женские портреты и рисунки) и в американской прессе. В 1965 в Музее Роли в Северной Каролине состоялась ретроспективная выставка. В конце жизни из-за тяжелой болезни был прикован к постели, частично ослеп. Представлен в коллекции Белого дома в Вашингтоне.