Серов Валентин Александрович [1865—1911]
Выезд императора Петра II и царевны Елизаветы Петровны на охоту. 1900
-
- Название Выезд императора Петра II и царевны Елизаветы Петровны на охоту
- Год создания 1900
- Материал Бумага на картоне, акварель, гуашь
- Размер 41 x 39
- Собрание Государственный Русский музей
- Все работы коллекции Всего: 2152
Описание
В 1900-1902 годах Серов участвовал в создании иллюстраций к изданию Царская охота, выпускавшемуся по инициативе полковника Н.И. Кутепова. В иллюстрировании этого роскошного четырехтомного издания принимали участие такие мастера как Бенуа,
и , , и другие художники. Сюжеты для иллюстрирования предоставлялось выбирать самим художникам, и Серов, «зараженный» страстью мирискусников к XVIII веку, выбрал эпизоды из времени Петра I, Елизаветы и Екатерины II. Император Петр II с цесаревной Елисаветой Петровной выезжают верхом из села Измайлова, осенью, на псовую охоту – первая из «кутеповской серии». Как неожиданно появившийся, «просвистевший» и исчезнувший вихрь изображена кавалькада охотников на серовской картине. Фигуры Петра и Елизаветы грациозны и изящны, как статуэтки саксонского фарфора – чутко уловил здесь не столько «дух истории», сколько характер стилизаторской игры, свойственной мирискусничеству. Пейзаж в картине – столь же тонкая стилизация, что и фигуры всадников, но здесь обыгрывается столь знакомый по картинам передвижников образ русской деревни: церковь с луковичной главкой, шатровая колоколенка, покосившийся сарай, серенькое небо и в нем стая птиц, кружащихся над куполом церкви, дорога, на которой в передвижнических пейзажах обычно можно встретить понуро бредущих крестьян или путников. Они есть и в картине Серова – приютившиеся на обочине мужик и странница, склонившая голову перед чудной картиной императорского выезда, на мгновенье всполошившего тихую деревеньку. не давали покоя эти фигуры – он видел в них «привкус тенденции», показ "контраста расточительной роскоши и убожества". И хотя эти фигуры вовсе не производят впечатления убогости, все же подобного рода «жанровость» не свойственна – не случайно он называл эту гуашь «слишком иллюстрацией – дешевкой».