А.Е. Егоров. Из серии «Массовая библиотека». 1947. Автор: Е. Мроз
Началась долгая трудовая, славная творческими успехами жизнь на родине.
«Столп и утверждение» Академии художеств,
являлся ярким представителен академического классицизма. Идеалом прекрасного в искусстве для него были памятники античной скульптуры и произведения Рафаэля. Он требовал от художников знания анатомии и антиков и при рисовании с натуры считал, что необходимо облагородить ее по античному образцу.Очень часто между ним и учеником происходил следующий диалог:
— Что, батенька, ты нарисовал? Какой это следок?!
— Алексей Егорович, я не виноват, такой у натурщика.
— У него такой! Вишь расплывшийся, с кривыми пальцами и мозолями! Ты учился рисовать антики? Должен знать красоту и облагородить следок.
Знаменитый мастер великолепно знал анатомию. Рисуя, он называл каждый мускул, связки, косточки. Профессор анатомии Буяльский, читавший лекции на моделях, натурщиках и трупах, иногда водил учеников в Эрмитаж и, указывая на статуях и картинах ошибки в анатомии, подходя к картине Истязание спасителяИстязание спасителя. 1814Холст, масло, 260 x 207Государственный Русский музей» (тогда находившейся в Эрмитаже), говорил: «Вот единственная картина, в которой нет ни единой ошибки».
«Также превосходно художник знал и памятники античной скульптуры и мог на память нарисовать любую античную статую.
Исключительный талант Егорова-рисовальщика показан во всем его блеске в великолепной сюите — «Рисунки, сочиненные и гравированные Алексеем Егоровым, императорской Академии художеств профессором и кавалером в Санкт-Петербурге. 1814 г.». Все пятнадцать работ, исполненных карандашом, отличаются благородством формы, чистотой контуров, тонкой моделировкой и изумительной красоты штриховкой. Многие из них построены на живописных контрастах — на игре светлых и темных пятен.
Прекрасен рисунок «Андрей Первозванный». Лицо апостола дышит взволнованной страстностью религиозного порыва. Выразителен жест правой руки. Это поздняя работа (1835), но рука замечательного рисовальщика так же уверена, как и в дни наивысшего расцвета его таланта. «Аллегория» — превосходный образец живописной манеры. Мастерски построенная по диагонали композиция. Красивы короткие, отрывистые, сочные линии. Тонко проработана светотень. На рисунке изображена Слава в образе прекрасной молодой женщины, которая на плечах старца, олицетворяющего Время, записывает в Книге Истории великие деяния Петра I.
Эскиз «Положение во гроб» (1807 г., Третьяковская галлерея), за который Егоров получил звание академика, является живописным вариантом рисунка на ту же тему.
В 1812 году
был возведен в звание профессора по «искусству в живописном художестве и разным трудам, известным не только самой Академии, но и публике».В годы наиболее полного расцвета творческих сил (между 1812—1814) Егоровым создано произведение, доставившее ему славу и всеобщее признание, — картина «Истязание спасителяИстязание спасителя. 1814Холст, масло, 260 x 207Государственный Русский музей» (Русский музей). По признанию самого художника, она стоила ему трехлетних трудов лучшего времени его жизни.
Рисунки к ней и эскизы масляными красками показывают, как тщательно продумывал
композицию картины.Строгая и ясная композиция придает всей картине величественную простоту. Безукоризненная моделировка тела и его анатомическая правильность вызывали восторги у современников. Было много желающих приобрести ее. Поступило предложение из Англии. Предлагали за картину двенадцать, пятнадцать и даже двадцать тысяч. Но
не хотел отдавать ее в частные руки, а особенно не желал, чтобы она ушла из России.В 1831 году президент Академии художеств предложил Совету вопрос: «Какое из ныне имеющихся у гг. художников русской школы художественное творение может быть почтено истинно классическим и достойным приобретением для Академии?» На заданный вопрос члены Совета единогласно ответили: «Таковым творением по строжайшей справедливости почесть должно известную картину профессора
, изображающую «Истязание Спасителя в темнице». Было постановлено приобрести картину за двенадцать тысяч рублей, на что объявил Совету: «Что он, чувствуя себя признательным Академии за столь лестное о картине его заключение и желая пожертвовать часть назначенной ему суммы на пользу других художников, уступает картину вместо двенадцати тысяч за десять тысяч рублей».В 1836 году она была воспроизведена в одном французском издании в Париже и о ней было сказано, что «композиция ее проста, естественна и величественна, а в рисунке видна манера Микель-Анджело».
В 1850 году знаменитый русский гравер
обратился в Совет Академии художеств с заявлением о желании награвировать прославленное произведение «по той причине, — писал он, — что картина эта по рисунку и стилю принадлежит вообще к замечательнейшим новым творениям в искусстве в Европе, особенно же в русской школе она доселе может почитаться единственною». Совет принял это предложение. Предложение Иордана отвечало желанию самого , который видел достоинства своих картин в строгом рисунке, тщательной моделировке и стройной композиции, что особенно хорошо передается при гравировании. «Меня поймут, — сказал он однажды, — когда награвируют мои работы».В картине «Богоматерь с Христом и Иоанном КрестителемБогоматерь с Христом и Иоанном Крестителем. 1813Холст, масло, 33 х 22,5Государственный Русский музей» (Русский музей) увлечение Рафаэлем выступает, быть может, наиболее ярко. Построение композиции в форме треугольника, миловидность богоматери, ее головной убор, позы детей, окно слева, драпировка — все очень близко многим картинам великого урбинца на ту же тему.
Тонким лиризмом овеян «Отдых на пути в ЕгипетОтдых на пути в Египет. Не позднее 1827Холст, масло, 66,5 х 49Государственный Русский музей». Тихое спокойствие царит в лицах богоматери, Иосифа и детей и в расстилающемся вдали пейзаже.
Интересна картина «Симеон-богоприимец» («Принесение во храм») (Русский музей) с типично русскими лицами Симеона и богоматери.
оставил огромное количество религиозных композиций.
Все его картины религиозного содержания отличались одними и теми же недостатками, что было уже отмечено и современниками
: «В сих творениях он соединил важнейшие части живописи, как-то: превосходный рисунок, изящный, возвышенный стиль в сочинении (т. е. в композиции), искусство одевания, но у него замечается иногда недостаток силы в красках и в выражении лиц, им изображаемых».От церковных образов
веет холодом.Но
мог создавать чарующие жизненной правдой произведения. Об этом говорят его маленькие картины: «Сусанна» (1813, Третьяковская галлерея) и «Натурщица» (Русский музей).