А.Е. Егоров. Из серии «Массовая библиотека». 1947. Автор: Е. Мроз
Об этой патриархальной простоту в отношениях
с учениками, напоминавшей нравы, царившие в мастерских итальянских художников эпохи Возрождения, когда ученик являлся и сыном, и другом, и домочадцем, и слугой, рассказывает дочь вице-президента Академии художеств гр. Ф.П. Толстого, М.Ф. Каменская: «Из учеников его я помню теперь одного — Михаила Ивановича , который после так прелестно писал внутренности дворцов и был в такой славе по этой части. Помню я как бывало пишет в своей мастерской, и тоже пишет на своем мольберте около своего профессора, и они весело разговаривают между собой. И между этой болтовней Алексей Егорович ему скажет: «Миша, сапоги ты мне почистил?» или «Миша, поставь, братец, свечи в шандалы». Или еще: «Миша, погулял бы ты с барышнями». под словом «барышни» разумел своих дочерей. И Миша исправлял все эти должности весело, не обижаясь... Да и обидеться было невозможно, потому что все повеления свои Алексей Егорович отдавал таким ласковым и дружеским тоном».проявлял исключительную заботливость о своих учениках и товарищах.
, известный основатель Арзамасской школы, приехал в 1800 году в Петербург почти без всяких средств. Он мечтал попасть в ученики к профессору . , уже два года преподававший в Академии художеств, оказал ему в этом содействие. Благодарный сообщает, что был первым и отличным его другом и благодетелем, что он более всех способствовал его успехам в рисовании и что предлагал ему ехать вместе с ним и на его счет в Рим.
написал три портрета и подарил ему свой, а также большое количество своих картин, эскизов и рисунков, которые явились ценным вкладом в основанную художественную школу.
Товарищ
, художник , написал для одной церкви иконостас, который был забракован. В виде товарищеской услуги Егоров переписал все образа, и заказ был принят. Напрасны были настояния — категорически отказался принять какую-либо часть денег из суммы, полученной за образа.«Горячая моя любовь к художеству, — вспоминает ученик
живописец и гравер ,— мои эскизы, успехи были дороги сердцу Алексея Егоровича. С какой любовью и радостью он встречал меня ежедневно. С его смертью я лишился друга и постоянного наставника».Учениками Егорова были:
, Васин, Завьялов, А. Марков, , , и другие художники.Насколько они ценили его как профессора, мы видели в столкновении Совета Академии художеств с Николаем I, когда все члены Совета во главе с
решительно воспротивились ясно выраженному желанию царя лишить профессорского звания.Униженный царем, он тем более был чествуем художниками. Появившись после опалы на выставке в Академии художеств,
был почтительно и искренно приветствуем как молодыми художниками, так и заслуженными профессорами и академиками, его учениками.очень благожелательно относился к молодым талантам, радовался их успехам. Также участливо, без всякой зависти относился он и к славе входивших в известность художников и уже прославленных мастеров.
При получении из Рима картины Явление Христа Марии МагдалинеЯвление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835Холст, масло., 242 x 321Государственный Русский музей» он первый пришел посмотреть ее и, как сообщал в письме к сыну, «похвалил ее в немногих словах, но эти немногие слова его заключали в себе многое, а именно: «Какой стиль!»
«Еще более восторженно встретил РаспятиеРаспятие. 1838Холст, масло, 510 x 315Государственный Русский музей» для лютеранской церкви. На просьбу художника сделать какое-либо замечание относительно картины сказал ему по-итальянски: «Маэстро Карл! Нам ли тебе замечать, когда каждый удар твоей кисти есть хвала богу!»
новую работу — знаменитое «В отставке художник жил скромно. Единственным украшением небольшой квартиры являлись развешанные по стенам его прекрасные картины. Но и в уединении
не был забыт. Его былая слава, его знания, приветливый, добрый и оригинальный, с искорками легкого юмора характер попрежнему привлекали и молодых художников и его бывших учеников. К нему приходили за советами, за указаниями. Уезжавшие за границу художники просила у него наставлений и благословения. Всех он встречал одинаково ласково и радушно. Много видевший на своем веку, Егоров был увлекательным собеседником, особенню когда художник вспоминал свои молодые годы. Русский по духу, он в молодости любил молодечество, удалую песню, в старости — задушевную беседу; любил во время работы послушать чтение хорошей книги. Работал до конца своей жизни.Умер он 10 сентября 1851 года.