А.Г. Венецианов. -0001. Автор: Г. Леонтьева
2 мая 1802 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появилось объявление, в котором столичной публике предлагались услуги портретиста, «списывающего предметы с натуры пастеллем в три часа». Под объявлением стояла никому из петербургских любителей художеств неведомая подпись: Венецианов.
Двадцатидвухлетний сын небогатого московского купца Алексей Венецианов тогда только что прибыл на жительство в Петербург. Поначалу он служит то чертежником, то землемером в различных ведомствах. Но уже чувствует, знает: истинное его призвание, истинная цель жизни — искусство. Осознанное стремление учиться живописи приводит юношу к самому маститому из тогдашних столичных портретистов — В. Л. Боровиковскому. Встреча с замечательным мастером, учение у него, а еще больше нравственное воздействие необычайно цельной натуры Боровиковского, страстно проповедовавшего идеи морального самоусовершенствования, оставили в душе будущего художника неизгладимый след. Высшие понятия добра, чести, забота о ближнем, жажда служить общественному благу до конца дней будут определять жизнь и творчество Венецианова. Гармоничный, светлый мир созданных художником образов отражает нравственную чистоту и возвышенность духа их творца.
Биография Венецианова небогата яркими событиями. В 1811 году он получил звание академика за портрет инспектора Академии художеств К. И. Головачевского с тремя воспитанниками. В 1815 году приобрел маленькое имение Сафонково в Тверской губернии, примерно на полпути между Петербургом и Москвой. Отныне на долгие годы определился и постоянный маршрут его поездок: Петербург— Сафонково и обратно. Не толвко за границей, но и за пределами трех губерний он не бывал, за исключением поездки к родственникам в Ставрополье. История его жизни — это прежде всего история его творчества. Сам он был малоприметен с виду, скромен, тих. Слава не влеклась по его стопам. Даже когда Венецианов уже создал свои лучшие произведения, о нем не часто упоминали в печати. Современники почти не оставили воспоминаний о нем.
В 1824 году на академической выставке появилась картина художника «Гумно». Картину хвалили. Но никто не увидел здесь открытия в области искусства, никто не увидел огромной важности события в рождении маленького полотна. Современникам не дано было понять, какое место суждено занять в истории русской живописи этой картине. Все последующие произведения Венецианова — «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Спящий пастушок», серия портретов крестьян и крестьянок— жителей Сафонкова — разительно отличались от привычных полотен академистов. Размер их — едва десятая доля почти любого из академических холстов. Вместо древней истории — современность. Вместо «высокого» исторического рода живописи —бытовой жанр. Вместо Геркулесов и Венер — мужики и бабы. В картинах Венецианова русское искусство условно бы отвело взор от далекого прошлого, от библейских и евангельских легенд, отказалось от''выспренности и театральности, осмотрелось вокруг и попробовало понять, а какова же та повседневная реальность, в которой живет простолюдин. Кажется, будто правда, независимость, вольнодумство устали прятаться за спинами Вакхов, Венер и библейских пророков. Венецианов был первым ,в России художником, который так поэтично показал публике простых людей. Своими произведениями он заставлял уважать народ и уверовать, что он-то и есть самый достойный предмет искусства.
Венецианов был новатором не только в выборе предмета своего искусства. Его художественный метод — нечто совсем иное, чем общепринятый тогда академический. Венецианов призывал своих учеников изображать натуру непредвзято, как она есть. Но его произведения очень далеки от элементарного копирования натуры, это сложнейший сплав правды жизни и поэзии, и в естественности этого сочетания — основа неповторимой высокой гармонии созданных им образов.
Венецианов разработал свою педагогическую систему и воспитал около семидесяти художников.
Алексей Гаврилович Венецианов прожил шестьдесят семь лет, но творческий путь его много короче. Художественное наследие Венецианова невелико — всего около двухсот "пятидесяти работ, включая картины, портреты, офорты, литографии и мелкие наброски. Но это наследие занимает в истории искусства видное место. Творчество большого русского художника принадлежит не только своей эпохе. Напротив, значение его растет с каждым годом, с каждым десятилетием. Сегодня, спустя двести лет со дня рождения Венецианова, очевидно, что его по праву можно и должно причислить к плеяде классиков русского национального искусства.
Г. Леонтьева