Коржев-Чувелев Гелий Михайлович [1925—2012]

  • Страница №3

А жизнь продолжается. 2003. Автор: Евгений Зайцев

Размышляя сегодня с высоты накопленного опыта о первых шагах обучения нынешних молодых художников, мастер приходит к неутешительным выводам:

«В детских художественных школах, да и в училищах сегодня, пожалуй, слишком рано начинается творчество и слишком мало просто обучения ремеслу. А ведь изобразительное искусство имеет очень много точек соприкосновения с ремеслом, с простым умением выполнять очень разную работу своими руками. Это и умение правильно натянуть холст, загрунтовать его, да еще так, чтобы вам нравилась на нем работа. Подобрать и сделать раму. Уметь натягивать бумагу, клеить холст на картон, чертить, переводить по клеткам и знать, как перевести картон на холст. Все это не очень сложно. Но всему нужно научиться. И не просто научиться, а делать хорошо и профессионально. А сколько еще нужно уметь художнику!?»

И далее:

«Каждый человек с детства растет в окружении определенной культуры. С возрастом он находит в ней моменты наиболее близкие ему, вернее, живущие в нем самом. И когда он становится зрелым гражданином, они дают ростки творчества и осознание своей принадлежности данной культуре. Это и явится основой того, что мы называем традицией».

Вспоминая свои первые пробы с высоты прожитого и пережитого в искусстве, художник недавно заметил:

— Я всегда стремился к тому, чтобы другим было понятно, о чем я пишу. С годами это чувство не только не угасло. Теперь я даже опасаюсь, как бы меня, мою очередную работу зритель не воспринял превратно. Как-то я эту мысль вычитал у Ф.М. Достоевского. Только он, видимо, для усиления говорил о желании быть понятым людьми «разными».

Война резко нарушила все житейские, творческие и семейные планы:

— Во второй половине дня 22 июня мы собирались с приятелем Димой Краснопевцевым Краснопевцев Дмитрий Михайлович Краснопевцев Дмитрий Михайлович [1925—1995] Российский художник, представитель «неофициального искусства». В годы перестройки стал первым художником, удостоенным новой, «неформальной» премии «Триумф» (1993).... пойти в Третьяковку, — вспоминает Гелий Михайлович. — С утра я сидел в кабинете отца и рисовал «испанку». Это был этюд с тети Нюры, которую я решил превратить в страстную испанку с цветком в волосах. Вот за этим занятием меня и застал звонок Димы.

Из учеников школы организовалась группа для обучения снайперскому делу. В нее определил себя и Г. Коржев Коржев-Чувелев Гелий Михайлович Коржев-Чувелев Гелий Михайлович [1925—2012] Известный советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970). Знаменит своими картинами на гражданскую тематику..... Женская часть семьи в начале осени эвакуировалась. Вместе с отцом проводили на восток мать, бабушку и младших сестер. Отец целыми днями пропадал на маскировке Москвы. Большинство соучеников уехали в Башкирию, чтобы там продолжить обучение. Г. Коржев Коржев-Чувелев Гелий Михайлович Коржев-Чувелев Гелий Михайлович [1925—2012] Известный советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970). Знаменит своими картинами на гражданскую тематику.... решил оставаться в Москве с отцом до конца. Все изменил неожиданный звонок учительницы русского языка Натальи Викторовны Стасевич. Она сообщила, что 25 сентября уезжает последняя группа учащихся школы и предложила срочно собраться в дорогу. Гелий ответил: «Я закончил курсы снайперов и буду ждать призыва в армию». В ответ услышал: «Тебе два месяца назад исполнилось лишь шестнадцать. Поезжай со всеми ребятами. Продолжай учиться. Придет время и оттуда пойдешь в армию». Сказанное прозвучало убедительно. Переговорив с отцом, юноша принял это предложение. Так одним из последних среди сверстников он уехал из Москвы.

Башкирское село Воскресенское, его жители гостеприимно, по-братски приютили московских подростков. Кров и хлеб, беды и горе делились пополам. На этой земле будущие художники проходили свои первые «народные университеты». Здесь они учились, трудились в поле, на огороде, в домашнем хозяйстве. С неменьшим упорством рисовали, лепили, компоновали, постигая «азы» профессиональных навыков. Там, в Воскресенском, впервые обрел юный художник свою суровую музу, музу человечности, правды, борьбы и надежд.

Живописный дар Коржев Коржев-Чувелев Гелий Михайлович Коржев-Чувелев Гелий Михайлович [1925—2012] Известный советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970). Знаменит своими картинами на гражданскую тематику....а обозначился довольно рано — в детском возрасте. Тогда же проявился у него устойчивый интерес к человеку. Уважительное, любовное отношение к человеческой личности. Подтверждение тому — многочисленные рисунки, которым автор даст впоследствии обобщающее название «Дети войны». Вот малютка в традиционной люльке, крест-накрест подвязанной к потолочной перекладине в окружении привычных предметов крестьянской избы. На другом рисунке — сидящая фигура девочки, занятой привычным делом — вязанием чулок. Любопытен и рисунок, на котором девочка в валенках. Среди работ встречаются и довольно сложные композиции. На одной из них несколькими штрихами мастихина юный художник воспроизводит внутренний вид крестьянской избы зимой. Короткий день близится к концу. Хозяйка укрывает от зимней стужи в комнате корову-кормилицу. Здесь же двое малышек, укутанные в домотканные поддевки. В центре композиции напряженная фигура матери детей, хозяйки коровы и всего немудрящего домашнего скарба. Чувство щемящей тревоги и боли вызывает этот непридуманный сюжет. Пластической выразительностью фигуры отличается живописный этюд, на котором изображена сидящая девушка в нетопленой избе. Выразителен силуэтно-линейный контур другого этюда — «Девочка» (1942).

— Эти и другие рисунки относятся к 1942—1943 году, — рассказывает Г. Коржев Коржев-Чувелев Гелий Михайлович Коржев-Чувелев Гелий Михайлович [1925—2012] Известный советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970). Знаменит своими картинами на гражданскую тематику..... — Жили мы тогда в башкирском селе Воскресенском, куда была эвакуирована наша художественная школа. Шла тяжкая война. Жилось нам, как и местным жителям, трудно. И тем не менее, отношения с местными жителями с самого начала сложились добросердечные. Для практики ходили мы с этюдниками по избам. Все было демократично. Встречали нас дружелюбно. Порой даже с интересом воспринимали наши занятия рисунком и этюдами. Некоторые охотно соглашались позировать.

Видимо, так и написан был выразительный портрет мальчика со щетинистой шевелюрой пшеничного цвета. Привлекает внимание и портрет другого мальчика в белой косоворотке. Там же в Воскресенском был написан портрет будущей художницы Затуловской. На темном фоне изображена сидящая девушка с книгой в руках. Красочным созвучием отличается портрет брата художника Максютова, написанный на небольшом картоне. Бесхитростная простота и естественность поз, выразительно неповторимые глаза, детская угловатость сообщали каждому портрету проникновенные черты. В них нет и намека на сентиментальные нотки. Скорее угадываются романтические интонации.

В шестнадцать лет молодой художник пишет свой первый автопортрет. На светло-сером фоне сидящая полуфигура в желтоватого цвета сорочке. Слегка удлиненное лицо. Высокий лоб. Задумчивый взгляд.

— То была зима 1941—1942 года, — рассказывает художник. — Пожалуй, самое трудное время. Было голодно, холодно. Выручила нас дружба и добрые взаимоотношения. И какая-то внутренняя вера в день завтрашний. Жили мы в общежитии. Это был по сельским меркам внушительных размеров каменный дом, который мы называли «райсовет». Всего нас было там около пятидесяти человек. В нашей комнате — четверо: Люциан Шитов, Миркин, Самсонов и я. Миркин был чуть старше нас. В 1943 году он добровольцем пошел в армию и погиб на фронте. Самсонов впоследствии стал неплохим архитектором. К сожалению, несколько лет назад умер

С Люцианом Шитовым мы все послевоенные годы идем по жизни рядом. У нас много общего во взглядах на искусство, на жизнь. Он душевный человек и тонко чувствующий художник. Жаль, что в его жизни живопись не стала главным, определяющим стержнем. Хотя, конечно, на его счету множество полезных дел и в органах культуры, и в журнале «Юный художник», который был восстановлен после долгого перерыва. Он стал его главным редактором и вел его с несомненной пользой на протяжении многих лет.

Так вот, об автопортрете. Мысль о нем пришла как-то сама собой. На мне была сшитая мамой неизменная желтая сорочка. У Люциана одолжил утепленную жилетку. Вывернул ее наизнанку. Воспользовался крошечным зеркальцем, что было в комнате, укрепил его на небольшом столе и начал писать. Пятьдесят лет прошло с тех пор. Подумать только — целая жизнь прожита. Вижу огрехи этой ученической работы. И все же она мне дорога. Память о том времени, о наших юношеских устремлениях.

Без преувеличения можно утверждать: война и связанные с ней тяжкие испытания сформировали Гелия Коржева Коржев-Чувелев Гелий Михайлович Коржев-Чувелев Гелий Михайлович [1925—2012] Известный советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970). Знаменит своими картинами на гражданскую тематику.... как человека, художника, гражданина.

Затем было возвращение в Москву, учеба в художественном института им. В.И. Сурикова.