А жизнь продолжается. 2003. Автор: Евгений Зайцев
Показательна картина «МатьМать. 1965Холст, маслоУльяновский областной художественный музей» (1966—1967). Эта картина явно пока еще недооценена критикой и искусствознанием. В образе пожилой женщины талантливо и, вместе с тем, буднично выражено время. Война. Лихолетье. Разор. Утраты. Надежда. Вера. Женщина. Мать. Труженица. Человек нелегкой судьбы. С волшебной точностью схвачены психологическая суть и национальная принадлежность. Все это талантливо передано мазками кисти, брошенными автором каждый раз «к месту и в необходимых пропорциях». Серый, коричневый, черный. Тона в чудотворном переплетении оттенков придают образу Матери трудолюбие и стойкость, теплоту и сердечность, мягкость и незащищенность.
С новой силой проявился талант художника-мыслителя, тонко чувствующего безграничные возможности живописи в картине «Облака 1945 годаОблака 1945-го года. 1980—1985Холст, масло, 200 х 180Государственный Русский музей» — (1980— 1985). Основу образного решения «Облаков 1945 года» составляет его удивительно тонкое и точное художественное видение. Сдержанно суровым образам матери и сына живописно контрастирует обрамляющая природа. Мастерски передан красками этот контраст. Земля-кормилица полна сил. Тем более значительно и скорбно воспринимаются образы тех, кто отдал ей свои лучшие годы, силы и здоровье.
— Писалась эта картина, как впрочем и все другие, — говорит автор, — мучительно и долго. Со времени войны прошли годы, десятилетия. А в памяти всплывают искалеченные, исковерканные судьбы людей. Цепкая детская память сохранила и этот цветистый разнотравьем косогор под селом Воскресенским, и колченогого мужика, тоскующего по своему извечному хлеборобскому делу, и наших великомучениц женщин, взваливших на свои плечи тяготы военного лихолетья. Она ведь была тогда в прямом смысле и жнец, и швец и на дуде игрец. Поклониться им, неприхотливым и неизносимым, мужикам и бабам, возгордиться их суровой и доброй душой захотелось мне этой картиной.
Своей работой «Облака 1945 годаОблака 1945-го года. 1980—1985Холст, масло, 200 х 180Государственный Русский музей» художник честно поведал людям о том, что чувствовали многие. Сказал о наболевшем с определенной беспощадностью. И тем как бы упредил общество от невнимания к человеку и его судьбе.
Правда и кривда
После создания одних полотен прошли годы, других — десятилетия. Многое изменилось в жизни, в искусстве. Менялись и перекраивались взгляды на исторические события и факты. Неизменной осталась позиция художника. Ни от одной своей выстраданной работы он не отказался. Ни одной не стесняется. И это при том, что жить и творить автору довелось во времена, когда почти немыслимо было отделить правду от кривды, заблуждения от откровенной лжи. По-прежнему притягательны герои его полотен, по-настоящему остры, современны и проблемы, поднимаемые в них. Потому что мучительно долго вынашивались, создавались они не конъюнктуры ради, не в погоне за злободневностью и дешевой популярностью, а исходя из глубокого внутреннего убеждения, тяги к правде и только правде. Из стремления докопаться до причинно-следственных взаимосвязей, до корней конкретного факта, события, явления. Из умения неординарно — образно мыслить и писать.
И когда задаешься вопросом: в чем сила многих
ских работ, приходишь к мысли о свободном владении автором всеми законами и секретами художественного мастерства. Но ключик — в способности выходить в поисках истины на бесстрашные социальные выводы, в умении находить неординарные пути утверждения справедливости, достоинства, добра.Показательна и поучительна в лучшем смысле этого слова его картина «БеседаБеседа. 1980—1985Холст, масло, 150 х 200Государственный Русский музей» (980—1985). Почти десяток лет мучительно вынашивался замысел. А написание пришлось на время безмерного разгула зла, безнравственности, отступлений от всех разумных принципов в политике, общественной жизни, в повседневной практике.
«БеседаБеседа. 1980—1985Холст, масло, 150 х 200Государственный Русский музей», пожалуй, одно из наиболее завершенных и художественно выстроенных произведений автора. В ней художник убедительно высказал свой взгляд на человека, его предназначение в этой жизни, на определенные закономерности развития общества. Авторская мысль выражена в картине столь же метафорично и многозначно, сколь проникновенно и поучительно.
О чем картина? Об изломах и узловых поворотах в нашей жизни. О гнетущих трудностях, выпавших на долю народа. О невозможности отвернуться, убежать, спрятаться от всеобщего горя, нужды и страданий людей. О недопустимости блаженной безответственности перед лицом ослепленного, обнищавшего, исстрадавшегося народа. Не только о возможности прозрения, но и настоятельной необходимости пробудить народ от спячки, помочь ему сделать сознательный выбор.
И живописные свойства «Беседы», и ее сюжет неординарны. Здесь все заострено на грани риска. Жизненные реалии обострены до фантастического звучания. Но, может быть, именно в этой рискованности и заключена творческая свобода ее автора, свобода требовательная и ответственная. Композиция по всем параметрам статична. Но сколько в ней внутренней динамики чувств этих двух контрастно разных людей, встретившихся у монастырской или крепостной стены! Автор сумел найти выразительные формы для изображения странника и неординарный ракурс для широко известной и, в значительной мере, заштампованной фигуры Ленина.
В «Беседе», на мой взгляд, наиболее полно реализована авторская идея национального духа, русского самосознания, раскрыты многие важнейшие черты народного характера. Проникновенный образ слепого странника подкупает своей первозданной чистотой, искренностью, целомудрием, не тронутым современной ему цивилизацией.
Можно без всякого преувеличения сказать: какой бы сложности задачи не ставил перед собой
, он решает их обдуманно, смело, неординарно, зачастую опрокидывая устоявшиеся эстетические догмы и представления. Аналитический ум и чутье, как правило, выводят его на новый, более высокий уровень художественного мышления. Ему присуща манера думать и чувствовать о временах минувших, о жизни прожитой с позиции дня сегодняшнего, с его надломом, растревоженной памятью и беспокойством за день завтрашний.Живопись, как известно, вид искусства наиболее трудоемкий. Он требует времени. И соответствующих условий. После картины «Старые раныСтарые раны. 1967Холст, маслоГосударственный Русский музей» почти десять долгих лет «молчал» художник. Думал. Переживал. Искал. Многократно подступался к холсту и вновь отходил от него. Заставлял себя вновь и вновь взять в руки кисть. А сомнения одно за другим все более одолевали. И так шли дни, недели, месяцы, годы. То были годы, когда в стране накапливались крайне негативные тенденции. Шло очевидное отступничество от цели разумного переустройства жизни, повсеместное наступление чиновничье-бюрократического произвола. То было постыдное время сделок с совестью, духовного и нравственного опустошения. «Не писалось в такую пору», — скажет в сердцах потом художник.
Существует мнение, будто каждому художественному образу соответствует свое время. Подобный допуск достаточно уязвим. Казалось бы время знаменитого испанца М. Сервантеса отстоит от нашего на несколько веков. Но образ рыцаря «без страха и упрека» оказался в известной мере вневременным. Видимо, поэтому к нему многократно обращаются художники разных стран, приверженцы самых различных эстетических взглядов и устремлений.
В чем тут дело?
Видимо, само время с новой силой потребовало высоких чувств, самоотверженности, сильных впечатлений сопереживаний и… оптимизма, благородства, приподнятости, романтики. Дон Кихот М. Сервантеса не просто рыцарь. Он неостановим злословием, нападками, неудачами. Его героизм и жертвенность не рассчитаны на вознаграждение, а энергия — воистину неистощима. Обуреваемый долгом чести литературный герой видит свой личный интерес в повсеместном утверждении справедливости и добропорядочности. Дон Кихот мучительно ищет ответы на вопросы: где справедливость, в чем порядочность, как помочь страждущему? И пока он в поиске — он живет. Не в том ли и коренной предмет искусства — поиски ответов на вопросы, которые щедро выплескивает перед человеком повседневная действительность, стремление найти силы, дабы оставаться самим собой?
Бессмертность благородных черт сервантесовских героев с новой силой, самостоятельно и в лучшем смысле оригинально воплотил в живописи Дон Кихот и СанчоДон Кихот и Санчо. 1980—1985Холст, масло, 200 х 160Государственный Русский музей» (1980—1985), «Поверженный Дон КихотПоверженный Дон Кихот. Холст, масло» (1985—1990), «Дон Кихот и дама» (19986—1988), «Дон Кихот и мельницаДон Кихот и мельница. 1997—1999Холст, масло, 170 х 100Частная коллекция» (1998—1999). Образ «странствующего рыцаря», воссозданный художником принципиален и важен уже тем, что он и в новое время способен вдохновлять людей на благородные поступки.
. Широкую известность и весомый общественный резонанс обрели его картины: «— Образ этого бесстрашного борца за справедливость меня увлекал со студенческой скамьи, — говорит мастер. — И «виной» тому не только Сервантес, но и наша семья. Отец своей позицией в жизни, своими замыслами и неудачами мне напоминал этого неутомимого правдоискателя. А мама — ну точь-в-точь — Санчо Панса. Да и внешне — высокий стройный отец и вся округлая, невысокая мама — вполне соответствовали литературным персонажам. Но это одна сторона. Конечно же, у меня не было в мыслях создать этаким образом семейный портрет. Тут все сложнее. Мне важно было понять, а затем и передать на холсте благородство, великодушие и готовность к подвигу во имя гуманных целей, которые присущи людям.