Коржев-Чувелев Гелий Михайлович [1925—2012]

  • Страница №7

А жизнь продолжается. 2003. Автор: Евгений Зайцев

Примечательно — у разных народов свои взгляды на Дон Кихота. У испанцев преобладает иронично-гротесковый подход. Пушкин, Достоевский, Тургенев сформировали иной, русский подход. Отсюда и мое желание показать Дон Кихота, как бойца — искреннего, справедливого, самоотверженного. Первый рисунок «Въезд Дон-Кихота в Кордову» я сделал в студенческие годы. К сожалению, он не сохранился. Но с тех пор многократно возвращался к широко известным аллегорическим персонажам Сервантеса. Получилась серия работ.

Когда содержание сделанного автором не укладывается в рамки одного полотна, тогда художник пишет диптих, триптих, полиптих… Так появился целый цикл (уже написано более десятка работ!), связанных сквозной авторской мыслью. К уже названным в него вошли: «Сомнение Дон-Кихота» (1994), «Санчо уговаривает» (1995), «Монах и рыцарь» (1997—1998), «Дон-Кихот и Дульсинея» (1997—1998)…

Своим многократным обращением к хитросплетениям судеб неутомимого борца за справедливость Дон Кихота и его верного сподвижника Санчо Панса, художник вновь и вновь возвращает нас к проблеме противоборства добра и зла, к спорам о приоритете ненасильственных способов преодоления зла. Своими картинами он стремится развеять сложившийся миф о «донкихотстве» как некоей маниловской идее борьбы с безнравственными «ветряными мельницами». Давно замечено — наличие нравственности не лежит на поверхности, не сразу видимо и осязаемо. Зато ее отсутствие неотвратимо скажется на человеке и обществе самым неблагоприятным образом. Действовать по собственному разумению и совести, преодолевать внутреннюю озлобленность, бороться за человеческое достоинство, повсеместно утверждать нравственные начала — таков авторский замысел, такова позиция художника, к этому взывает цикл картин Г. Коржев Коржев-Чувелев Гелий Михайлович Коржев-Чувелев Гелий Михайлович [1925—2012] Известный советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970). Знаменит своими картинами на гражданскую тематику....а о знаменитом испанском правдолюбце.

В «Дон Кихоте поверженном» художественная форма и пластический язык также адекватны стилю писателя. Казалось бы, перед зрителем лишь запрокинутая наземь голова и безвольно отброшенная за голову кисть руки. В том-то и смысл авторский находки. Она придает небольшой по размерам картине многолико-содержательный характер, возбуждает в зрительском сознании бесчисленные фабульные построения и наталкивает его на разумные нравственные выводы.

— Немало пришлось «повозиться» с это картиной, — говорит автор. — Холст — чистый квадрат. Такой формат сам по себе статичен. Мне необходимо было разрушить эту статику. Можно было взять холст иных размеров. Но это слишком просто. Выход был найден в самой композиции. Пытался ее выстраивать и так, и этак. Наконец, удалось резким, почти неестественным поворотом руки и смещенным под углом положением меча преодолеть статичность холста.

В итоге фрагментарность не только не ослабила, а наоборот усилила динамическое напряжение всей композиции. Как талантливый режиссер спектакля непременно умирает в актере, так и Г. Коржев Коржев-Чувелев Гелий Михайлович Коржев-Чувелев Гелий Михайлович [1925—2012] Известный советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970). Знаменит своими картинами на гражданскую тематику.... врастает в созданные им художественные образы, растворяется в них, живет их жизнью, делит и судьбу, и нелегкую долю.

Своими неустанными поисками и открытиями в области формы, новых изобразительных средств он убедительно рушит взгляд на реализм, как направление консервативное, застывшее, изжившее себя. Практически все его работы, начиная с программного триптиха «Коммунисты», а затем — в серии «Опаленные огнем войны», в «Беседе», а теперь и в «Дон Кихоте» — весомое утверждение непреходящей ценности и плодотворности лучших традиций, зримое доказательство способности искусства к саморазвитию, обновлению и углублению.

Новаторский дух стиля Коржев Коржев-Чувелев Гелий Михайлович Коржев-Чувелев Гелий Михайлович [1925—2012] Известный советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970). Знаменит своими картинами на гражданскую тематику....а проявляется и в том, что любые события к осмыслению и исследованию которых он приступает для него всегда представляются неизведанными, будто еще и не бывшими никогда в художественном обиходе. Право же. С древнейших времен искусству знакомы проявления добра и зла, смелости и трусости, чести и бесчестия. Казалось бы, ничего нового открыть в человеческих характерах уже невозможно. Но! Каждое время не только повторяет уже виденное, но и создает историю заново. Потому и человек, обладая в своей основе теми же качествами, что и его древние предки, вступает в принципиально новые событийные ситуации и потому проявляет себя в совершенно иных ипостасях. Вот эту новь мы и находим во многих картинах Г. Коржев Коржев-Чувелев Гелий Михайлович Коржев-Чувелев Гелий Михайлович [1925—2012] Известный советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970). Знаменит своими картинами на гражданскую тематику....а.

Глубокой аналитичностью проникнута картина Г. Коржев Коржев-Чувелев Гелий Михайлович Коржев-Чувелев Гелий Михайлович [1925—2012] Известный советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970). Знаменит своими картинами на гражданскую тематику....а «Достоевский на каторге» (1986—1990). Для художника — это не только, даже не столько, аллегория. Избрав для своего замысла именно этот сюжет, автор мысленно погружает в него самого себя, добивается не буквальной, а подлинно художественной достоверности. По меткому выражению В.В. Стасова одним из «главных нервов искусства» является «напряжение и страстность». Именно эти качества, прежде всего, присущи полотну Г. Коржев Коржев-Чувелев Гелий Михайлович Коржев-Чувелев Гелий Михайлович [1925—2012] Известный советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970). Знаменит своими картинами на гражданскую тематику....а.

Многие мастера обращались к образу Достоевского. Превосходный по живописи и психологической наполненности портрет писателя исполнил В.Г. Перов (1872). Не раз возвращался к образу Ф.М. Достоевского великий скульптор С.Т. Коненков Коненков Сергей Тимофеевич Коненков Сергей Тимофеевич [1874—1971] Руский и советский скульптор, народный художник РСФСР и народный художник СССР, член Академии художеств СССР. Лауреат Ленинской премии. Награждён орденом Ленина, Герой Социалистического Труда. Народный Художник СССР (1958), Герой Соц. Труда (1964), лауреат... (портрет 1933, композиция 1955 года). И вот новый, прямо скажем, смелый взгляд на эту неординарную личность, его многосложную судьбу в картине Г. Коржев Коржев-Чувелев Гелий Михайлович Коржев-Чувелев Гелий Михайлович [1925—2012] Известный советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970). Знаменит своими картинами на гражданскую тематику....а.

В этом полотне как бы сплетаются идеи свободолюбия и свободомыслия с глубоким проникновением в трагический смысл всего происшедшего с одним из выдающихся представителей русской художественной интеллигенции. Но думается, стилистика, характер картины и весь ее живописный строй, как бы исподволь перебрасывают незримый мостик на этапы нашей каторжно трудной истории. Той ее сурово-трагический стези, где попирались нормы закона и нравственности, где властвовал закон диктата и силы. Известно, к каким тяжким и непоправимым утратам все это привело.

Каждой своей работой художник утверждает право человека на индивидуальную неординарность, раскрепощенность мысли и действия, на свободу жизненного выбора. Он протестует против рабской психологии, с таким упорством приписываемом нашему народу иными социологами и творцами. Его художественные установки исходят из стремления исследовать наиболее принципиальные коллизии века уходящего. Нацелены они на глубинные потоки жизненной правды, на поиск соответствующей ей художественной формы и языка.

Опираясь на лучшие традиции отечественного и мирового искусства, решительно отбрасывая устоявшиеся каноны, он шаг за шагом, смело и последовательно создавал свой почерк, формировал свою художническую индивидуальность. Ее отличительные черты — примат художественной формы, неординарность и смысловая насыщенность композиционных построений, колористическая раскованность и подлинная свобода. «Пишу я то, что хочу и так, как живу», — лаконично формирует свое кредо художник.

Иные критики считают его стиль излишне политизированным. Что тут сказать? Все зависит от точки зрения, от степени постижения содержания и смысла его полотен. Еслисмотреть поверхностно, то творчество Г. Коржев Коржев-Чувелев Гелий Михайлович Коржев-Чувелев Гелий Михайлович [1925—2012] Известный советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970). Знаменит своими картинами на гражданскую тематику....а, на первый взгляд, может показаться преимущественно политизированным. Право же. Революционный рабочий, поднимающий красное знамя. Трубач, в предсмертную минуту исполняющий «ИнтернационалКоржев-Чувелев Г. М. ИнтернационалИнтернационал. 1957—1958Холст, масло, 290 x 130Государственный Русский музей». Студент, опрокинутый наземь с лозунгом «Свобода». Достоевский на каторжных работах. Ленин, беседующий со слепым странником. И, наконец, два солдата молодой Красной Армии, пробирающиеся к своим.

Видимо, перечисленного, достаточно, чтобы зачислить художника в разряд политиков, а его творческие поиски свести к некоей «агитке». Однако, такой подход страдает мелкотравчатой односторонностью. На самом деле художник с первых своих шагов в искусстве прочно связал свои мысли, взгляды, позиций с думами, мыслями, чувствами людей из народа, с испытаниями силы, воли, мужества, перед которыми поставила их сама жизнь с ее непредсказуемыми зигзагами, противоречиями, взлетами и падениями. И здесь мы подходим к самому главному. Пристально всматриваясь в жизнь, в судьбы людей, своих соотечественников художник степенно и уверенно, с чувством и большой долей объективности доискивается правды, лепит характеры людей доходчиво и убедительно вписывает все новые страницы в художественную летопись своей страны.

Существуют разные точки зрения на проблему о том, надо было или нет «приравнять к штыку перо». Г. Коржев Коржев-Чувелев Гелий Михайлович Коржев-Чувелев Гелий Михайлович [1925—2012] Известный советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970). Знаменит своими картинами на гражданскую тематику.... этот сакраментальный вопрос для себя решил раз и навсегда. Социальная направленность, заостренность взгляда художника на мир стала его принципиальной позицией в жизни, творчестве, общественной деятельности. Своими удачами он вписывает все новые страницы в биографию современного ему общества. Его кисть дарит нам самобытные образы подвижников, чьим умом, дарованием, трудом, стойкостью держится Отечество, ценою огромных усилий продвигаясь к разуму, свету, гармонии.