Акварель Владимира Заруцкого: о поэтике города и не только. 2017. Автор: Решетникова Анна
связан с Санкт-Петербургом не просто родственно, проживая в нём с 1989 года, но и творчески, постоянно вдохновляясь им. Художник-оформитель по образованию, он считает себя живописцем. И, действительно, его работы сложно отнести к рафинированной графике. Выполненные в акварельной технике и в тонких, деликатных цветовых соотношениях, рисунки отражают динамичный Петербург, который художник запечатлевает с натуры. Сам автор избегает определения акварели как техники, сравнивая её с поэзией. Мелодика живописных стихов от художника сформирована чистыми цветами и полутонами, из чего и сложился поэтичный образ города.
В Петербурге Владимира хочется остаться. Его привлекательность продиктована не только ясной погодой, при которой зарисованы шумные проспекты мегаполиса, со спешащими куда-то прохожими и убегающими трамваями. И дождливая хмурость присуща городу, но только не угнетающая его жителей, а лёгкой дымкой накрывающей влажный асфальт и теряющую очертания архитектуру вдали. В Петербург Владимира хочется влюбиться. Пережить то самое чувство, что испытывал художник, передавший перспективу зданий строгих классицистических пропорций, с колоннадами и портиками. Но атмосфера утончённого города сложилась не только благодаря повторённому архитектурному облику, но и обилию дневного света, что художник воссоздал тонкими и полупрозрачными слоями краски.
Если присмотреться, то можно заметить, что в ряде композиций город имеет не совсем современный облик. На некоторых из них изображён ЛенинградЖёлтый трамвай. 2016Бумага, акварель периода 50–60-х годов прошлого века, с романтикой того времени. Вот новые легендарные «Волги» и полосатые бело-красные автобусы «буханки» рассекают но Невскому проспекту, а полицейский-регулировщик управляет дорожным движениемНа посту. 2017Бумага, акварель. Встречаются на улицах и редкие модели отечественного автопрома, например, серая «Чайка» представительского класса. Художественно воссоздан период «оттепели»: надежд и мечтаний советского гражданина, когда Ленинград активно застраивался, и жизнь кипела. Хотя художник рос и учился в Оренбурге, сейчас он является членом Санкт-Петербургского акварельного общества и своим творчеством возвращает нас в питерскую среду времён своего детства. И делает это с исторической достоверностью, используя в работе старые фотокарточки. «Это как дальнозоркость: то, что ближе, видно хуже», – рассуждает художник, признаваясь, что эстетика прошлого видна им отчётливей, нежели современная. Тем не менее, зарисовки дня сегодняшнего – это неотъемлемая часть постоянного творческого процесса, осуществляемого Владимиром в путешествиях в том числе, по России и миру.
Этюдные пейзажи российских деревень сменяются видами Средиземноморья, деревянные избы и пасущийся по лугам домашний скот – пальмами, пришвартованными у берега белоснежными яхтами и припаркованными во дворах пикапами. Неизменными у художника остаются принципы письма. Быстрое взаимодействие с натурой в технике a la prima позволяет ему сохранить на бумаге живость и естественность среды вне зависимости от географической локации. Воспринимая письмо на открытом воздухе как особое внутреннее состояние, несравнимое с работой в мастерской, он позволяет результатам своих творческих трудов «звучать» свободно, подобно ритмичным и стройным поэтическим строчкам.
Искусствовед Решетникова Анна