Александр Ширяев: «Я фанат красоты». 2018. Автор: Решетникова Анна
Называя себя фанатом красоты, художник скетчКарина. Набросок. Бумага, карандаш, 30 x 21Частная коллекция, так и более продолжительный период рисования – для серьёзной и продуманной композиции.
в нескольких ёмких словах обозначает свои творческие приоритеты. Он ищет её повсюду: в окружающих людях, природе, предметном мире. Как и подобает творческой личности, он совмещает несколько деятельностей: проектирует в архитектурно-дизайнерском бюро и свободно творит вне конструкторских рамок как художник-график. И портретный жанр в его графических произведениях преобладает, что неслучайно – муза, по его собственному признанию, посещает его именно во время письма женских образов. Творческий процесс осуществляется им как быстро, и тогда рождается живой и выразительныйВ своих творческих работах он не просто воспевает абстрактную красоту, а раскрывает её индивидуальные особенности в каждом из лиц, где её обнаруживает. Со жгучими арабскими чертами или с утончённо европейскими – в любом из проявлений она уникальна и неповторима. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на галерею портретных образов, которую средствами графики создал художник. Тонкой штриховкой твёрдого графитового карандаша и неплотным тонированием бумажного листа углём он добился лёгкости и даже бестелесности обликов. Мастерски нанесённые на поверхность листа штрихи, кажется, не нарушили белизну бумаги, оставив тоновые пятна полупрозрачными. В сочетании с тонкой моделировкой портретных образов неявной светотенью получились лиричные и женственные поплечные портретыПортрет девушки. Бумага, карандаш, 30 x 21Частная коллекция. Особое изящество им придала намеренная незавершённость – там, где графичное пятно постепенно перешло в линию, силуэтную и плавную. Местами и вовсе лица будто отразили свет, когда их слегка коснулся солнечный луч. Художник не просто изображает конкретного человека, хотя для него это тоже одна из немаловажных художественных задач, но и подчёркивает изюминки, особенности натуральной красоты каждой портретируемой. Широко распахнутые тёмные глаза или вьющиеся волосы – бесспорно, природная естественность многолика. Несмотря на то, что Александр зарисовывает и мужчин, юные модели-женщины в его исполнении преобладают, и, что нельзя не отметить, наиболее удачны.
Для создания сильного, волевого и мужественного характера художник прибегает к передаче светотеневых контрастов, но для создания романтизированного, лиричного образа – отказывается от контрастов так, что модель на портрете словно окутана легкой дымкой. Однако, ни в первом, ни во втором случае график не отходит от классических академических канонов ведения работы. После компоновки формы на листе, он вносит ряд необходимых уточнений с помощью поэтапной штриховки от света к теневым участкам композиции. На завершающем этапе – прорабатывает фон или же вовсе оставляет его нетронутым. Иногда буквально «пишет» светом по тонированной предварительно бумаге, выбеливая избранные фрагменты ластиком. Так или иначе, при всей кажущейся академической организованности творческого процесса, эксперименты в нем присутствуют тоже.
Наряду с творческими поисками в портретном жанре художник также не оставляет без внимания жанры натюрморта и пейзажа, работая в том числе с натуры на пленэрах. Но портрет остаётся для него – главенствующим, посредством которого он ведёт диалог как со своей собственной музой, так и со зрителями. С нами, кто восхищается настоящей красотой в жизни и умеет улавливать её как посыл от художника – творца, транслирующего красоту языком искусства. И, надо отметить,
это удаётся.Искусствовед Решетникова Анна