Саврасов Алексей Кондратьевич [1830—1897]

  • Страница №2
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7

Алексей Кондратьевич Саврасов. Жизнь и творчество. 1969. Автор: Н.Ф. Лапунова

Окончив Училище живописи и ваяния, А.К. Саврасов Саврасов Алексей Кондратьевич Саврасов Алексей Кондратьевич [1830—1897] Выдающийся русский живописец, пейзажист, основоположник лирического пейзажа. Замечательный педагог, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан.... остается  в  его  стенах,  работает  при  пейзажном классе и принимает живое участие в выставках училища. В 1852—1853 годах он снова совершает поездку на Украину и привозит на выставку училища «Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру» и две картины «Степи Малороссии», которые приобрел для своей коллекции член Московского художественного общества А.Ф. Лихачев. Видный скульптор и историк искусств А.Н. Рамазанов, отмечая одаренность молодого художника, пишет о работах, выставленных в училище: «Пейзажи г. Саврасова «Степи» и «Вид Киева» дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу. Саврасов в произведениях своих начинает достигать того чувства меры, о котором мы говорили выше, и потому самобытность его таланта несомненна, — да и можно надеяться, что он не впадет ни в какие подражания, столь недостойные прямого дарования».

Украинские работы понравились в Академии художеств, и А.К. Саврасов Саврасов Алексей Кондратьевич Саврасов Алексей Кондратьевич [1830—1897] Выдающийся русский живописец, пейзажист, основоположник лирического пейзажа. Замечательный педагог, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан.... получает приглашение на поездку в Сергиевское Имение президента Академии великой княгини Марии Николаевны. Здесь, недалеко от Петербурга, Саврасов создает ряд рисунков, этюдов и картин с натуры. За картины «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» в 1854 году Саврасов поучает звание академика. Большой интерес к жизни природы, постоянная работа художника на натуре все больше и больше вытесняют увлечение романтической трактовкой пейзажа Саврасовым. В картине «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854) в изображении природы уже сказывается внимательное наблюдение натуры. Теперь Саврасов ищет красоту и поэтичность в обыденных, простых мотивах. Спокойствие царит в природе в летний жаркий день. Ничто вокруг не шелохнется: ни облитая солнцем листва огромного дуба, ни фигурка одиноко сидящей вдали женщины, ни спокойное чистое голубое небо — все вокруг молчит в этот знойный час.

Мягко освещена небольшая поляна на берегу Балтийского моря, окруженная каменными глыбами и огромными разросшимися деревьями. Любовно и тщательно прорабатывает художник отдельные детали картины. Ни одна мелочь не ускользает от его внимательного взгляда: листва деревьев, золотящаяся на солнце, камни и корни на первом плане, сложнее по своему цвету и рисунку, и таинственный сумрак от огромных ветвей деревьев в глубине поляны. В этом полотне и в выборе самого мотива пейзажа, и в общем золотистом колорите чувствуется преемственная связь с произведениями М. Лебедева, любившего щедрое солнце. Саврасов проникается живым интересом к изображаемому, он стремится правдиво воспроизводить жизнь природы, свет, воздушное пространство, пристально изучает ее, подмечая типичное.

Демократический подъем в России в эти годы выдвигал на первый план жанровую живопись с ее обличением и социальным протестом. В 1856 году Н.Г. Чернышевский защитил диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». Его слова «общеинтересное в жизни — содержание искусства» стали девизом для молодых художников — В.Г.Перова Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы...., Н.В. Неврева, И.М. Прянишникова Прянишников Илларион Михайлович Прянишников Илларион Михайлович [1840—1894] Русский живописец. Родился в селе Тимашово (Боровский уезд, Калужская губерния) 20 марта (1 апреля) 1840 в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856–1866). Его наставником был С.К. Зарянко. Испытал глубокое... и других, нашли свое полное и яркое осуществление в их обличительных полотнах. В русском искусстве происходит процесс формирования художника-демократа, художника-гражданина, стремящегося в своих произведениях отражать природу родной страны неразрывно связанной с  жизнью народа.

Наряду с произведениями художников-жанристов развивается и реалистический пейзаж. Демократически настроенные художники в своих работах раскрывали волнующую красоту родины, в самых, казалось бы, будничных мотивах находили поэзию. Создавая обобщенный образ родины, они стремились правдиво изображать окружающую действительность, смотреть на природу глазами народа, крестьянина, живущего среди  этой природы.

Возвратившись из Петербурга в Москву в конце 1855 года, Саврасов по-прежнему активно участвует на выставках Училища живописи и ваяния. В 1857 году к жизни Саврасова происходит значительное событие: он приглашен руководителем пейзажного класса в Училище живописи вместо умершего Рабуса. Саврасов стремился привить своим ученикам — юным художникам глубокую любовь к родной природе и научить их ее наблюдать.

В это дело он вкладывал горение души. А.К. Саврасов Саврасов Алексей Кондратьевич Саврасов Алексей Кондратьевич [1830—1897] Выдающийся русский живописец, пейзажист, основоположник лирического пейзажа. Замечательный педагог, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан.... умел воодушевлять своих учеников и, охваченные восторженным поклонением природе, они сплотившись в дружный кружок, работали не покладая рук и в мастерской, и дома, и на натуре.