Алексей Вахрушев

  • Страница №1

Алексей Вахрушев. 2024. Автор: Решетникова Анна

Отправной точкой начала творческой деятельности Алексея Вахрушева послужили
морские пейзажи одного из известнейших маринистов XIX века в России Ивана
Константиновича Айвазовского. Увидев один из них на фотокарточке, начинающий тогда
художник с воодушевлением приступил к копированию понравившихся композиций, со
временем оттачивая навыки реалистической передачи натуры, но через призму
собственного видения действительности. Копийная практика помогла уже зрелому автору
самостоятельно освоить принципы построения композиций, а живое наблюдение за
живописными манерами художников-академистов и реалистов искусства прошлого в
стенах Государственной Третьяковской галереи позволила перенять принципы
живописного лессировочного письма.
 
Тончайшими слоями масляной краски – лессировками – художник передает
природу на своих холстах, наполненную воздухом и светом. Таких слоев в готовой
картине может быть от 8 до 10, в зависимости от художественной идеи. В композициях с
архитектурными видами, в сочетании с линейной перспективой в рисунке, благодаря
выбранной технике появляется глубина пространства. В морских пейзажах – стихия
становится динамичной: пенящиеся гребни оттеняются глубиной бескрайнего океана, а
накатывающиеся на передний план волны живописны в своей лазури. В подобной технике
исполнены и лесные пейзажи, но уже совсем в другой палитре оттенков, травянисто-
охристых цветов, но также не лишенные деталей на первом плане, в виде отдельных
травинок и цветов.
 
Алексей пишет медитативно и без спешки, приступая к холсту без
предварительных эскизов. Работа над одной картиной занимает у него в среднем
несколько недель, и длится ровно до тех пор, пока у ее создателя не появится внутреннее
ощущение готовности полотна. Форматы готовых пейзажей варьируются от небольших,
50x60 см до метровых по широкой стороне холстов.
 
Города-миражи простираются на бескрайней по ощущениям местности,
обрамленной горной грядой на дальнем плане, также окутанной легкой дымкой. Это
манящая своей глубиной и гармонией фантазийная реальность, которая продумана
художником в мельчайших деталях. Но море, которым сильно увлечен Алексей, вполне
реалистично передано им в живописи, чаще – в состоянии покоя или с легкой рябью от
дуновения ветра. На морской глади также изредка появляются небольшие парусные лодки
или корабли. Нередкими стаффажными элементами выступают люди, прогуливающиеся в
фантазийном мире художника по романтичным набережным вдоль заливов и каналов, на
фоне крепостной архитектуры и богатой зеленой растительности. Тем не менее,
присутствие человека в этом мире спокойствия и умиротворения, кажется, весьма
условно, что неудивительно.
 
Какую же художественную задачу ставит перед собой Алексей? Гармонично
передать световоздушную среду при разных состояниях природы и времени суток.
Показать один и тот же пейзаж, но в разных состояниях среды, при различном освещении:
и утром, изобразив город в первых лучах мягкого и деликатного солнца и днем, с
заливающим все вокруг ярким светом, и ночью, когда единственным источником света
остается только полный диск луны.
 
Но какие бы практические и натурные задачи не ставил бы перед собой художник,
все же главная цель для него – это выразительными средствами живописи, в масляной
технике, воссоздать комфортную и визуально красивую действительность, которая
сначала родилась в его воображении после наблюдений за природой, затем – стала
вдохновителем уже для зрителя, будь то уютная лесная опушка, бурлящая морская стихия
или полный штиль. Познакомить как можно больше людей со своим творчеством и также
увлечь своего зрителя видами природы, увлекающей самого художника на живописание в
любое свободное время.
 
Искусствовед Решетникова Анна