Айна Паислей: Истории в деталях. 2017. Автор: Решетникова Анна
Графику и живопись
сложно рассматривать в границах одного стиля. Это обусловлено, прежде всего, тем, что художница проявляет интерес к изобразительному искусству предшествующих эпох, перенимая у мастеров прошлого выразительные средства, её увлекающие. Колорит – от живописи импрессионистов, орнаментика и внимание к деталям – из творчества Густава Климта, естественность запечатлённого момента – от натюрмортов советского живописца Юрия Пименова. Отсюда произрастает полистилизм, характерный для её работ. В этом отношении актуален вопрос сохранения автором индивидуального почерка и формирование на основе интересов его личного взгляда.В своём творчестве Айна концентрируется на природе вещей, чьи формы просты и ясно читаемы. Они не усложнены дополнительными символическими значениями. Но предметы, что включает художник в композиции своих работ, существует не сами по себе и не в отрыве от реальности, а рассматриваются в определённом контексте и, в данном случае, в рамках некой истории. В основе каждой – определённая, сочинённая с нуля. Так, в одной из недавних, главной героиней стала женщина, принесшая домой яблоки и готовая их разрезать. Но её планы нарушил телефонный звонок, и фрукты остались лежать россыпью на столе. Авторский рассказ проиллюстрирован графическим листом под названием «Зазвенел телефонЗазвенел телефон. 2017Бумага, сухая пастель, акварель, пастельные карандаши, золочение, 50 x 50», который выполнен в смешанной технике, с использованием акварели и пастели. Мягкие тоновые переходы в изображении скатерти достигнуты с помощью акварельной краски и применения тонких отмывок, все остальные элементы жанрового натюрморта прорисованы мелками сухой пастели. Ею художник довольно точно и реалистично передал фактуры: от шероховатого рисунка дощатого стола до фруктовых плодов с блестящей кожицей, словно натёртых воском. Но главное качество, которое отличает графику и живопись автора – это декоративность и импрессионистически яркая палитра цветов.
Усилить эффект блеска в картинах художнику помогают перламутровые мелки, сусальное золото и жидкость для патинирования. Притом, ими подчёркивается только отдельные детали. В случае с «яблочным» сюжетом – это растительный рисунок на ткани, драпирующей стол. В других вариантах – схематичные орнаменты, например, дополнившие тему с персиками или тонкая золочёная кайма на тарелке, которая деликатно обрамила выложенную на неё Згруппу спелых грушРассыпали груши. 2017Холст, акрил, сухая пастель, сусальное золото, 35 x 45. Помимо декоративности в ряде работ прослеживается и ещё одно художественное качество, созвучное первому – это орнаментальность, относящаяся, прежде всего, к фонам. Их плоскостность сочетается с условностью пространства в неклассических ракурсах и объёмностью материальных вещей – всё это, по сути, является результатом авторских экспериментов, по смешению художественных материалов в том числе.
На одном отдельно взятом листе бумаги, картона или холсте масло, акрил, сухая и масляная пастель выступают в различных дуэтах или даже трио. Получившийся «соус» из живописных и графических техник выглядит довольно «вкусным» и сочным, как и то, что молодая художница выбирает для рисования в качестве натуры. И, несмотря на объект художественного исследования, будь то клубника с завтрака или горсть только что сорванной черешни в эмалированном тазу, чайно-фруктово-ягодные композиции выглядят лаконичными и скрупулезно выстроенными. Молодая художница и не скрывает, что бОльшая часть времени у неё уходит именно на компоновку натюрмортов. При этом главная задача Айны – живо и выразительно рассказать истории о предметах так, как их видит только она и настолько увлечённо, насколько они импонируют ей.
Искусствовед Решетникова Анна