Айвазовский Иван Константинович [1817—1900]

  • Страница №1
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3

«Айвазовский». Главы 20-23. 2012. Автор: Андреева Юлия Игоревна

ГЛАВА 20

Каждая победа наших войск на суше или на море, радует меня, как русского в душе, и дает мысль, как художнику, изобразить ее на полотне...»

И.К. Айвазовский

Наверное, горячий по природе Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член... учредил бы собственную школу живописи уже в 1853 году, собрав туда учеников, а заодно и приучив их к раскопкам, сам он был весьма увлекающимся человеком и умел заражать своим эн­тузиазмом других, но в октябре 1853 года Турция объявила войну России. Англия и Франция тут же заявили, что берут страну-зачинщицу под свое покровительство. В подтверж­дение своих намерений английский и французский флоты появились в Босфоре.

18 ноября в бухте города Синоп произошло знаменитое сражение, русская эскадра под командованием адмирала На­ химова разгромила турецкую эскадру, после чего английская и французская эскадры вышли из Босфора в Черное море. В марте 1854 года обе эти страны официально объявили войну России — так началась Крымская война.

Желая поддержать боевой дух моряков, Айвазовский спеш­ но устраивает выставку в Севастополе.

К картинам было невозможно пробиться, поток желающих увидеть произведения Айвазовского не ослабевал ни утром, ни вечером. Главный акцент выставки был сделан на трех кар­ тинах: «Наваринский бой» — морское сражение, произошед­шее 20 октября 1827 года. Россия, Англия и Франция заперли турецкий флот в гавани города Наварина (древнего Пилоса), 66 турецких кораблей с 2224 орудиями и сильная береговая артиллерия против 26 русских, английских и французских ко­ раблей. Это была помощь терзаемой Турцией Греции. Флаг­манский корабль «Азов» под командованием Лазарева бился сразу с пятью неприятельскими кораблями. В результате им было потоплено три турецких корабля, посажен на мель лин­ кор и уничтожен турецкий адмиральский фрегат.

Таким образом, Турция потеряла свой флот, а «Азов» и все, кто были на нем, сделались легендами флота. И вот теперь сражавшиеся на «Азове» плечом к плечу с Лазаревым, лейте­ нант Нахимов и мичман Корнилов, возглавляли черноморский флот: Нахимов — старшим из флагманов флота, Корнилов — начальником штаба флота.

Другая картина: «Бриг “Меркурий”Айвазовский И. К. Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадройБриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой. 1848Холст, масло, 123,5 x 190Государственный Русский музей» — сразившись и выйдя победителем из боя над двумя турецкими судами 110-пушечным линейным и 74-пушечным — встречается с русской эскадрой.

И третья картина — на самую животрепещущую тему: «Синопский бой» — недавняя победа Черноморского флота 18 ноября 1853 года.

Все три картины были актуальны и оттого производили еще большее впечатление на зрителей. Из Севастополя художник возвращался в приподнятом настроении, с ощущением выпол­ненного долга. К сожалению, его радость вскоре омрачилась новыми тревожными событиями. Первое, еще в Севастополе Айвазовский имел встречи с морскими офицерами и знал от них чудовищную правду — Россия не готова к войне. Мало же­лезных дорог, а значит, не получается вовремя доставлять про­ довольствие и необходимое вооружение. Русский флот до сих пор ходит под парусами, в то время как Франция и Англия не пожалели денег на современный паровой флот. Следовательно, пока русские будут ждать попутного ветра, их несколько раз сумеют обойти с любой стороны.

Русское оружие на начало войны реально устарело. Наши ружья стреляют на триста шагов, а английские и французские на тысячу двести. Французская и английская армии на начало войны насчитывали шестьдесят две тысячи солдат, в два раза больше чем в войсках защитников Крыма.

Но и это еще не все, Севастополь вообще не был укреплен со стороны суши! Об этом многократно докладывали князю Меншикову Нахимов и Корнилов, но тот только отмахивался от них, считая проект несвоевременным и дорогостоящим.

О плачевном положении Севастополя знали не только рус­ ские, поэтому ничего удивительного, что в начале сентября 1854 года десант, высадившийся у берегов Евпатории, благо­получно добрался берегом моря до Севастополя, рассчитывая на легкую и быструю победу. Восьмого сентября на реке Альма десант был встречен русскими войсками, произошел бой, но в результате противник только сменил направление и, обойдя Севастополь с южной стороны, все равно взял город в кольцо. Укрепление и оборону Севастополя возглавили Корнилов и Нахимов.

Семь нормальных, в хорошем состоянии кораблей пришлось сразу же затопить в бухте, закрывая, таким образом, проход неприятелю. Еще долго из воды будут торчать их мачты. Среди принесенных в жертву судов линейный корабль «Силистрия », на котором Айвазовский ходил вместе с Раевским рисовать десант в Субаши.

21 сентября неприятель высадил второй десант, но теперь уже в Ялте, город был отдан на разграбление.

Понимая, что теперь нужно думать не о картинах, а спасать семью, Айвазовский забирает жену, троих дочерей и преста­релую мать и вывозит их в спокойный Харьков.

Здесь Юлия снова пытается увлечь Айвазовского археоло­гией или выразительными сценками малороссийского быта, но Иван Константинович не может сосредоточиться, непрерывно думая о войне и своих друзьях в Севастополе. Вскоре он не выдерживает и убегает из Харькова, чтобы быть на первом фланге в Севастополе. Он должен писать военные события, делать мгновенные зарисовки, портреты героев. Само присутствие Айвазовского вдохновляет защитников города. Его видят на Малаховом кургане вместе с Нахимовым и Корниловым. Два дня он рисует под непрекращающейся бомбардировкой, не обращая внимания на просьбы и даже приказы. Через два дня пребывания художника в Севастополе Корнилов отда­ ет официальный приказ художнику Айвазовскому покинуть осажденный город. С одной стороны, недисциплинированный художник делает действительно большое дело — оставляет по­ томкам память о севастопольских событиях, с другой — весьма вероятный исход — смерть самого Айвазовского. Корнилов не желает рисковать жизнью художника, и после препирательств, уговоров, просьб Иван Константинович вынужден вернуть­ся в Харьков. В те дни смерть ходила меж людьми, выбирая, кого бы забрать с собой, Айвазовского или Корнилова. Пятого октября она выбирает Владимира Алексеевича Корнилова. Последние слова, которые произнес на Малаховом кургане этот герой, будет еле слышное «Ура!», которое подхватят за­ щитники осажденного города.

В это же время Айвазовский берется за создание ряда по­ лотен о героической обороне Севастополя. Но самую удач­ную, по мнению критиков, картину о тех событиях Иван Кон­стантинович напишет только в 1859 году — это будет «Осада Севастополя».

В общей сложности о крымской войне и осаде города Се­вастополь расскажут следующие картины Айвазовского: «Ги­бель английского флота у Балаклавы», «Буря у Евпатории», «Переход русских войск на Северную сторону», «Оборона Севастополя». Художник будет раз за разом возвращаться к тому героическому времени. В 1892 году он пишет «Мала­ хов курган», то самое место, где погиб Корнилов. На картине два ветерана возле лежащего на земле, точно распростертый воин, креста. Два седых старика, в одном из которых можно узнать семидесятилетнего Айвазовского, а второй... рядовой солдат, участвующий в обороне Севастополя, с которым Иван Констинтинович сдружился уже в старости.

Зиму 1853—1854 годов Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член... проводит в Крыму, ломая загодя выстроенные планы: «Несмотря на славные наши победы, береговые жители в страхе, и как мы ни стараемся уговаривать — все напрасно, так что и мы перебрались к себе в имение. Кроме этого обстоятельства еще другая причина меня удерживает в Крыму — это заказы [на картины, изображаю­щие] взятие пароходов. Кроме того, я теперь пишу чудное Си­нодское дело». Имеется в виду «Синопский бой» — большая картина Айвазовского. Ныне она находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. Иван Констан­тинович писал ее зимой 1853 года. Для сбора материала ему пришлось ехать в Севастополь. «Мы уже более года жили в Крыму, как в кавказских крепостях», — пишет он в ноябре 1854 года Х.Е. Лазареву.

30 апреля 1854 года в Севастополе открылась выставка кар­ тин И.К. Айвазовского: «...Сегодня второй день, как Айва­ зовский открыл выставку своих картин: двух видов Синодской битвы, двух видов битв “Первас-Бахри” с “Владимиром” и пя­ тый — вход “Владимира” с “Первас-Бахри” на буксире под парами в Севастополь, — пишет мичман Иванов, служащий флаг-офицером у адмирала Панфилова. — Перед этими кар­ тинами постоянно куча народа, в особенности из офицерства. Первая картина представляет начало Синодского сражения. Некоторые суда неприятельские только начали гореть, другие выброшены и, наконец, один фрегат взорван. “Картина чрезвычайно верно сделана”, — это сказал Нахимов, герой Синопа.

Вторая представляет пожар в городе и судов на рейде но­ чью. Эта картина так поражает, что трудно оторваться от нее. Флот наш стоит на том же месте, где только сражались. И па­роход только что собирается вывозить некоторые корабли сквозь линии».

Втом же 1854 году Иван Константинович ведет активную переписку со своим братом Гавриилом (Габриэлем), письма последнего к Айвазовскому не дошли до нас, но из контек­ ста писем Ивана Константиновича можно понять, что на­ ходящийся в это время в Париже Гавриил Константинович планирует возвращение в Россию. Об этом он, в частности, пишет в своем послании к почетному попечителю Института восточных языков — Лазаревского института в Москве Хри­стофору Екимовичу Лазареву 17 ноября 1854 года. «Весною, когда возможно будет ему возвратиться, я готов со своей стороны по возможности помочь», — пишет Иван Констан­тинович, тем не менее в словах его не чувствуется уверен­ности. Война, необходимость покинуть со всем семейством насиженное место, до этого он просто вывозил домашних в одно из приобретенных в Крыму имений, теперь же ситуация сделалась опасной для жизни: «С душевным прискорбием мы должны были выехать из милого нашего Крыма, оставив все свое состояние, приобретенное своими трудами в продолже­ ние пятнадцати лет. Кроме своего семейства, матушки 70 лет, должен был взять с собой и всех родных, мы и остановились в Харькове, как ближайшем городе к югу и недорогом для скромной жизни».

Устроив родных, Айвазовский не может усидеть на месте, и то и дело выбирается в Крым, дабы продолжать начатую работу. 28 октября он посещает Севастополь, где с риском для жизни успевает зарисовать общий вид Севастополя во время сильной канонады.

В марте 1856 года Айвазовский с семьей в Петербурге. Ра­ ботает, участвует в разработке проекта о железной дороге в Крыму, особенно в той части пути, которая относится к Фео­ досии. Во время своего вынужденного странствия художник беспрестанно думает о Крыме, мечтая поскорее вернуться в места, где ему всегда так хорошо писалось: «Ждем мира с не­ терпением и, ежели состоится, то мы, крымчане в особенно­сти, будем счастливы и возвратимся восвояси», — пишет он Григорию Ивановичу Бутакову, выдающемуся флотоводцу, командиру русского фрегата «Владимир», одержавшему по­ беду в трехчасовом бою с турецким десятипушечным фрегатом «Парвас-Бахра» в ноябре 1853 года на Черном море. Айва­ зовский запечатлел вышеозначенный бой в 1855 году в двух картинахподназванием «Морскойбой». Узнав от художника - иллюстратора Василия Федоровича Тимма, командированно­ го в Крым для писания картин на военно-морскую тему, что прославленный капитан «Владимира» желает заказать Айва­зовскому копию, на котором изображен пароход «Владимир» во время боя с «Первас-Бахри», художник делает просимое и посылает Бутакову в подарок, прося его лишь отыскать в Николаеве художника Мешкова, который натянет картину на раму и приведет ее в надлежащий вид.

Айвазовский по-прежнему быстр и вполне уверен в себе. Но вот что удивительно в этом человеке: он может достаточно быстро создать новую картину или сделать точную копию уже написанной, но при этом сам неизменно остается недоволен соделанным. Когда в 1860 году Погодин просит его написать автобиографию и указать в ней несколько своих основных произведений, он охотно пишет о событиях своей жизни, но при этом отказывается назвать хотя бы несколько самых зна­чительных и любимых из них: «...а указать на лучшие свои произведения, право, не могу по той причине, что вскоре по­ сле окончания я вижу в них много недостатков и только тем утешаюсь, что вперед лучше напишу, поэтому-то я и не люблю их иметь долго у себя ». В нем уживается легкость доступная гению и одновременно с тем скромность и способность видеть собственные недостатки. Он с радостью организовывает все новые и новые выставки, зная, что его творчество доставляет зрителю удовольствие, и при этом чутко прислушивается ко всему, что говорят у его полотен. Недостатки своих произ­ведений он видит и сам, оттого и не может держать картины при себе, сказывается его вечная неудовлетворенность. Тем не менее он пишет, стараясь правильно воспринимать критику и выискивая возможно скрытые от него самого недостатки, дабы не исправлять их в готовых картинах, а писать следую­ щие с учетом высказанных пожеланий. Если же Айвазовский замечает, что критика в его адрес необоснованна, он не стес­няется доказывать правоту. Так поступил он и с капитаном «Владимира», который, по воспоминаниям художника Тим­ ма, заметил неверное расположение труб на своем корабле. В доказательство правильности изображения корабля, Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член... указывает в письме к Бутакову, что работал не только с натуры, но и имел во время дальнейшего написания картины чертежи «Владимира», а, следовательно, в этой части любые обвинения, пусть даже и капитана корабля, он считает необо­снованными.

В 1855 году под Евпаторией был разгромлен генерал Хрулев, многие считали это предвестником неминуемого пораже­ния в войне. Поэтому, когда вскоре после этого в Петербурге скончался император, прошел слух, будто бы Николай Пав­ лович покончил с собой, предотвратив личный позор и сожа­ ления. Склонные считать покойного государя самоубийцей ссылались на тот факт, что перед смертью Николай Павло­ вич запретил делать вскрытие и бальзамирование своего тела. Считалось, что яд для его величества приготовил лейб-медик Мандт, находящийся много лет при особе государя. Офици­альная же версия смерти императора гласила — воспаление и отек легкого.

В последний год Крымской войны на Российский престол взошел сын покойного государя — Александр II, впослед­ствии, в 1861 году удостоенный особого эпитета «Освободи­тель» в связи с отменой крепостного права.

ГЛАВА 21

«Движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны не­ мыслимо с натуры. Для этого художник и дол­ жен запомнить их и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину... Так я писал сорок лет тому назад, так пишу и теперь...»

И.К. Айвазовский

В 1858 году Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член... направляется в Париж на встречу со своим братом, причина встречи и радостная и тревожная одновременно. Гавриил готовится к принятию чина епископа, его брат-художник использует все свое влияние, помогая ему в этом нелегком предприятии. В это время Юлия ждала их с мужем четвертую дочь, Жанну. Девочка родилась в 1858 году, сразу же сделавшись всеобщей любимицей. В 1859 году на пост Президента Академии художеств взошел ученик и друг Брюл­ лова Григорий Гагарин. Давно, еще в 1845 году, скончался от простуды герцог Максимилиан Аейхтенбергский. Инспекти­руя уральские заводы, большой знаток в литье, Максимилиан старался все делать сам, в поездке занедужил, слег, а вскорости и сгорел от температуры. В память о нем в Екатеринбурге по­ строили храм-колокольню во имя Великомученика Макси­милиана, да ученые мужи в Петербурге еще долго разбирали подробные отчеты герцога относительно увиденного им в по­ ездке. На пост президента на срок 1852—1876 годов взошла вдова Максимилиана Великая княгиня Мария Николаевна.

Николай I никогда особо не отличал будущую президентшу Академии художеств, обижаясь на то, что Маша-де не роди­лась мальчиком. Как писала по этому поводу супруга Николая Павловича Александра Федоровна2: «Действительно, я легла и немного задремала; но вскоре наступили серьёзные боли. Императрица, предупреждённая об этом, явилась чрезвычайно скоро, и 6 августа 1819 г., в третьем часу ночи, я родила благо­ получно дочь. Рождение маленькой Мари было встречено её отцом не с особенной радостью: он ожидал сына; впоследствии он часто упрекал себя за это и, конечно, горячо полюбил дочь ». Тем не менее, когда встал вопрос, кто заменит покойного Мак­симилиана Иосифа Евгения Августа Наполеона Богарне, он выбрал именно ее.

С 1855 года при Великой княжне появляется князь Гри­ горий Григорьевич Гагарин, художник и человек, сделавший чрезвычайно много для Крыма и Кавказа, который, к восторгу художественной братии, принимает на себя президентские обязанности. В 1858 году император производит Гагарина в генерал-майоры, а в 1859 году Григорий Григорьевич стано­вится уже вице-президентом помянутой Академии. С князем Гагариным Айвазовский встречался на Кавказе и был наслы­шан о его славных делах. Несмотря на свои должности, он продолжал рисовать, причем делал это действительно хорошо. Его карандашу принадлежат графические портреты «М.К. Орбелиани», «Д.А. Чавчавадзе», написанные в начале 1840 года (оба в настоящее время находятся в Русском музее Санкт-Петербурга). В 1841 году Гагарин участвовал в Чиркеевском походе, за что был награжден орденом Станислава 3-й степени. Через год вошел в экспедицию кн. А. Чернышёва в Дагестан. С 1848 году состоял при князе М.С. Воронцове (командующим Отдельным Кавказским округом и одновременно наместником Кавказского округа) в городе Тифлис, где вскоре построил по собственному проекту театр, позже занялся восстановлением фресок в Сионском соборе и в старых грузинских монастырях, включая Грузинскую Бетанию.

Гагарин иллюстрировал книги, писал этнографические за­ рисовки. По проектам Григория Григорьевича в ряде кавказских городов были построены соборы в «византийском стиле».

Кроме того, князь Гагарин был большим поклонником твор­чества Айвазовского и в 1864 году незадолго до получения последним чина тайного советника представил Ивана Констан­тиновича к очередной награде, о чем и сообщил художнику 3 декабря 1864 года.

Интересный факт — Айвазовский был и остается един­ственным художником в Петербурге и России, имевшим чин тайного советника — равный по табели о рангах адмиралу флота, что давало ему неотъемлемое право носить адмираль­ский мундир!

Юлия Яковлевна старалась пользоваться мельчайшей воз­ можностью посетить столицу, часто ездила туда с мужем. По­ следнее время она все чаще задумывалась об участи своих до­ чек. Когда придет время выдавать их замуж, необходимо, чтобы они с супругом не ударили в грязь лицом. Дочери Айвазовского воспитываются если не как принцессы, то во всяком случае как английские леди. Сейчас, в 1860 году, старшей одиннадцать лет, в этом возрасте девочка должна чувствовать себя в обще­стве как рыбка в воде. Еще три, четыре года — и на нее начнут засматриваться молодые люди. Поняв, что муж не желает, чтобы вышедшие замуж дочери покинули его, Юлия Яков­ левна смирилась и с этим и, начав приглядываться к знакомым мужа и соседям, неожиданно обнаружила несколько семей, в которых подрастали мальчики подходящих возрастов. Решив дать дочерям возможность завести собственные знакомства под присмотром матери, Юлия Яковлевна завела обыкновение устраивать у себя в феодосийском доме званые вечера и балы. Пусть ее красавицы вращаются в местном «высшем свете», покрасуются в шелковых платьях, потанцуют. Девичий век недолог, зачем же отказывать себе в небольших радостях.

Поначалу все получалось, на праздники к Айвазовским съез­жалась вся губернская знать, но вскоре идиллию прервал сам хозяин дома, посчитавший, что гости мешают его работе, тре­буют его внимания в часы, строго отведенные для рисования, мешают писать письма, готовить приезд любимого брата.

И вот вместо роскошных бальных платьев маленьких прин­цесс — обычные скромные одежды, вместо веселых кавале­ ров — не обращающие на них внимания ученики отца, вместо волшебной музыки заунывный дудук, грязные бандуристы с рынка или рапсоды с их надоевшими скрипками. Иван Кон­ стантинович же словно в протест любимой супруге повадился приводить в дом пропахших рыбой рыбаков, портовых груз­ чиков или ремесленников.

Вот и попробуй зазвать в дом образованных юношей, когда тут такое общество. Одно утешение — когда Юлия Яковлевна и Иван Константинович серьезно вздорили, обиженная супруга собирала девочек и уезжала с ними в Одессу или Петербург.

1861 год в семье Айвазовских беда. В Петербурге заболе­ ли скарлатиной жена Юлия и дочь Александра — болезнь заразная и плохо лечится. Понимая, что самым лучшим для всех будет немедленно отделить больных от здоровых, Иван Константинович забирает остальных троих дочерей, младшей из которых едва ли уже исполнилось три годика, и переезжа­ет с ними в гостиницу, через дорогу от месторасположения больных: «У меня в доме ужасная беда. Одна дочь — третья заболела скарлатиной, и поэтому я с прочими детьми переехал напротив, в гостиницу. Между тем жена моя, полуживая, как Вам известно, оставаясь с больной дочерью, выбилась из сил и вот шесть дней, что опасно больна», — жалуется в письме И.К. Айвазовский А.П. Халибову.

Ухаживать за Юлией и Александрой берутся брат Юлии, специально приехавший для этого в Петербург, и доктор. Сам Иван Константинович хоть и заходит к больным, но старается ни к чему не прикасаться. Страшное дело — заразить осталь­ных детей!

Когда больные пошли на поправку, доктор посоветовал им поехать на лечение в Германию. Сопровождать еще не успев­шую как следует оправиться после тяжелой болезни Юлию взялся ее брат. Айвазовский разрывается между желанием отправиться в Крым и поехать навестить супругу и дочерей в Вюрцбург, где они проходят лечение сывороткой. Впрочем, жене с каждым днем все лучше и лучше, девочки тоже чув­ствуют себя замечательно, лечение и климат явно идут всем на пользу. И успокоенный художник собирается в дорогу. Нет, не в Германию к семье, как это можно было предполо­ жить, в начале мая он планирует поездку на Кавказ, где его ждет наместник, с тем, чтобы в июне оказаться в Таганроге у А.П. Халибова.

1862 год — он в непрерывных разъездах, помогает Халибову построить гимназию или занят на строительстве соб­ственного дома. У Айвазовского много встреч, тем не менее, он не оставляет занятий живописью и в один прекрасный день

20 ноября даже пишет князю Долгорукову: «Я в восторге в настоящее время от своей картины “Всемирный потоп”. Я ее почти оканчиваю, и она, смело могу сказать, есть лучшее мое произведение »—необыкновенное утверждение для скромного и взыскательного к себе художника. Вообще Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член... на­ писал несколько картин на библейские темы. Но, к сожалению, именно это полотно «Всемирный потоп» 1862 года не дошло до нас. В Русском музее Санкт-Петербурга находится картина «Всемирный потоп» 1864 года. Полотно «Ной с животными спускается с вершины Арарата» было подарено Айвазовским Эчмиадзинскому монастырю. Сейчас ее можно отыскать в Государственной картинной галерее Армении. Работая над темой Ноя и животных, художник использовал природу Араратской долины. Интересно, что когда Иван Константинович выставлял эти картины в Париже, он приметил там внимательно изучаю­ щего его картины корреспондента журнала «Базмавеп», кото­ рый затем написал статью («Базмавеп», 1889 г., стр. 176—177): «Я рассматривал картины, когда ко мне подошел художник и сказал: “Вы, вероятно, ищете армянские темы в моих произ­ ведениях?” “Да, вы угадали”, — ответил я. Он взял меня под руку, повел по залу и, показывая на одну из картин, сказал: “Вот наша Армения”. Это была картина “Ной спускается с вершины Арарата”».

Работая над произведениями по библейской теме, Айва­зовский консультируется со своим братом и, самое главное для него, пишет природу Араратской долины.

Вообще библейские и античные сюжеты — составляли обычную программу Академии художеств. Тем не менее новое время диктовало новые законы и правила. Входил в моду реализм, в Александринке дают «Грозу» Остров­ ского — тяжелую вещь о дикости, мраке и невежестве со­ временного общества, загубившего молодую и жаждущую любви и света Катерину. В моде стихи Некрасова и романы Тургеньева, публика взахлеб читает Гоголя, узнавая среди его героев своих знакомых, часто выставленных в недобром свете. В живописи отдаются предпочтения жанровым сце­ нам из народного быта или из жизни города. Люди хотят, чтобы искусство служило зеркалом реальности, они жела­ют находить в полотнах художников или идущих в театрах спектаклях — самих себя.

Осенью 1863 года в Академии художеств как обычно была заявлена тема конкурсной работы. На этот раз академистам предстояло окунуться в поэзию скальдов, в скандинавские мифы об Одине и его свите. Ничего особенного — с точки зре­ ния заслуженных профессоров Академии, но ученики неожи­данно усмотрели в задании насмешку над их желанием писать злободневные картины. В результате произошло то, чего никто не мог предугадать — четырнадцать подающих большие на­ дежды академистов во главе с Иваном Крамским взбунтова­лись, потребовав дать им свободу в выборе тем. Академическое начальство было вынуждено пойти на крайние меры — все бунтовщики были лишены премий и командировок за границу. Мало этого — их перестали пускать в мастерские Академии. Но вместо того, чтобы повиниться перед начальством и по­лучить прощение, четырнадцать художников демонстратив­ но покинули стены Академии и создали артель художников: «Товарищество передвижных художественных выставок», или попросту «Передвижники», как окрестили их зрители.

Основателями общества по праву считались: И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге3, В.Г. Перов и И.Е. Репин. В разное вре­ мя в товарищество входили художники: В.И. Суриков6, Н.Н. Дубовской, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.М. Максимов, К.А. Савицкий, А.М. и В.М. Вас­нецовы, А.И. Куинджи, П.И. Келин, ВД . Поленов, Н.А. Ярошенко, И.И. Левитан, В.А. Серов, А.М. Корин, А.Е. Архипов, В.А. Суренянц Бялыницкий-Бируля, А.В. Моравов

Первое новшество, которое привнесло в жизнь русского общества новообразованное товарищество, были передвижные выставки картин, устраиваемые в крупнейших городах России. «Общество понимало, что для нашего искусства пришел чудес­ ный момент, и радовалось, смотря на гордый, смелый почин горсточки молодых художников», — писал критик В.В. Стасов. Прежде выставки традиционно проходили в Академии художеств, организовывая собственные выставки, Айвазовский обошел передвижников. Но в отличие от последних все деньги, которые удавалось собрать на входных билетах, Иван Констан­тинович жертвовал тем, кто в них более нуждался: в сиротские приюты, беженцам, людям, пострадавшим во время войны, и т. д. Например, в 1866 году, когда на Крите началось восстание греков против турецкого владычества, Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член... написал несколько картин на эту тему, которые выставил в Одессе. Деньги, полученные от продажи входных билетов, ушли на поддержку критского восстания.

Что же до семьи — случилось то, что давно уже должно было произойти. Уставшая от невнимания супруга, Юлия от­ казалась возвращаться в Феодосию. Вместе с ней остались и дети. Семья распалась.