Айвазовский Иван Константинович [1817—1900]

  • Страница №3
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3

«Айвазовский». Главы 20-23. 2012. Автор: Андреева Юлия Игоревна

ГЛАВА 23

«...родной внук Айвазовского — Ганзен является счастливым обладателем семидесяти картин велико­го мариниста. Среди них есть полотна исполинских размеров, и в общем это... полумиллионное состоя­ние. И крупные западные фирмы, и коллекционеры России предлагали Ганзену купить у него все эти картины. Но внук не желает их продать. В своем собственном доме в Одессе Ганзен хочет устроить галерею картин деда для бесплатного осмотра пу­бликой. Такую симпатичную мысль можно только приветствовать».

(«Биржевые ведомости». 1910г.)

Как планировалось заранее, Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член... старался прово­дить зимы в Петербурге или за границей, с тем чтобы весной и летом быть в Феодосии.

Зимой 1873 года, устраивая очередную выставку новых кар­тин, Айвазовский сообщает письмом конференц-секретарю Академии П.Ф. Исееву о своем распоряжении пропускать учащихся Академии бесплатно: «Поэтому прошу Ваше пре­восходительство, если найдете нелишним, дать знать бедным молодым художникам, а им достаточно при входе сказать, что [они] — ученики Академии». Неудивительно, что ака­демисты обожали Ивана Константиновича, даже не будучи лично знакомыми с великим маринистом. Такой щедрый жест не редкость, а скорее норма для Авазовского, взявшего себе за правило отдавать больше, чем получал, дарить, не ожидая ответного дара или хотя бы «спасибо».

Иван Константинович всю свою жизнь будет благодарить судьбу за дарованный ему талант, за любовь и понимание, которое видел в окружающих его людях. Он будет отдавать сторицей за добро и никогда не унизится до мести или сведе­ ния счетов. Он даже Феодосию будет благодарить, одаривая, украшая, вкладывая огромные денежные средства в жизнь и процветание родного города. За что благодарить? Во времена детства и юности художника Феодосия представляла собой довольно-таки унылое зрелище. Талантливому человеку, рож­денному мало того что в бедности, а еще и в забытой богом и властями России, скорее уж следовало волком выть, кляня жестокую судьбу. А еще лучше бежать куда глаза глядят, а главное, где смогут разглядеть его самого — увидеть, заме­тить, помочь встать на ноги. Айвазовский благодарит госпожу Феодосию, прекрасную Кафу за солнце и море! За радость родиться и жить в доброй, дружной семье, в окружении пре­ красной природы. Он не сетует на окружающую его нищету и заброшенность, а старается изменить ситуацию и словом и делом. Забегая вперед, хотелось бы заметить, что старания­ ми Ивана Константиновича о Феодосии наконец заговорят в столице, и очень скоро прекрасная госпожа Кафа поднимется в свой полный рост, приняв еще один титул — «Земля Айва­ зовского».

Как все-таки много может сделать один человек, когда по­ ступки его руководствуются любовью и благодарностью. Вот и верь после этого трусливой пословице, что, мол, один в поле не воин. Воин — если он похож на нашего героя. Впрочем, я продолжаю.

В октябре 1874 года Айвазовский во второй раз направля­ ется в Константинополь, но теперь уже по личному приглаше­ нию турецкого султана Абдул-Азиза1. На этой встрече Ивана Константиновича представлял султану работавший в то время в Константинополе известный армянский архитектор Саркис Палян2, которого в Турции называли Серкисбеем. Айвазовский долго готовился к этому путешествию, отправив вперед себя двадцать картин и еще пять нарисовав по заказу султана во время своего трехнедельного пребывания в Турции.

И снова Ивана Константиновича закружил хоровод его почитателей и добровольных гидов. Куда везти художника моря? Разумеется, к воде. Но он с удовольствием пишет и го­родские темы и пейзажи. Значит на те виды, которые хочется заказать. В большую долину — по-турецки Буюкдере. Место примечательно необыкновенным деревом, под которым, со­ гласно легенде отдыхах по пути к гробу Господню сам Гот­ фрид Бульонский. Собственно дерево в буюкдере — не совсем чудо — строго говоря это не одно дерево, а семь сросшихся стволами платанов, которые в незапамятные времена кто-то догадался посадить кружком. Платаны разрослись и сросшись, покрылись общей корой, которая с годами еще и окаменела. В центре дерева огромное дупло, в котором можно посидеть с друзьями за чашечкой кофе. Деловые турки готовят его тут же, предлагая к любимому напитку сладости и кальян. Раз­ мер дупла таков, что в него запросто может въехать всадник на лошади. В общем, место замечательное, да и общество тут собирается самое что ни на есть роскошное. Любят местные го­спода отдохнуть в пещере платана, поглазеть на арки римского водопровода, да на облака, ночующие на склонах фиолетовых вершин Фракийских гор. А вечером балы, вист и пешие про­ гулки под луной по какому-нибудь дивно-красивому саду, или морские на лодках каиках или пароходах.

Традиционный отдых в Турции — неспешное попивание кофе в удобном халате среди расшитых подушек. Турки могут при этом часами сидеть, закрыв глаза и погрузившись в раз­ мышления. Бесшумно поднимаются клубы трубочного дыма, откуда-то доносится ненавязчивая мелодия, кольцо дыма, глоточек кофе. Мир застыл, исчез, растворился в сладостной дремоте.

В лодках каиках турки сидят совершенно неподвижно, со­зерцая медленно плывущие мимо них красоты природы, в то время как гребец каикчи орудует веслами. Айвазовский пла­ вает по проливу, восторгаясь изящными, тонкими минаретами и куполами мечетей, иногда опасно нависающими над водой домиками местных рыбаков и яркими, расписанными как дра­гоценные шкатулки, дворцами знати.

Айвазовский высаживается неподалеку от базара, жестами приказывая гребцу подождать его. Сначала оружейный базар, все знают, что в Турции отменное оружие — можно купить себе или на подарки. Вот кинжалы, наверное, всех возможных форм и размеров, острые, точно бритва, и украшенные на все вкусы. Серебро, золото, кораллы, яшма, изумруды, рубины, жемчуг, серебро и золото... с разрешения продавца он извле­ кает первый понравившийся ему кинжал из ножен, читая на стали клинка стихи из Корана, на другом какая-то народная мудрость или чей-то, уже неизвестно чей, боевой девиз. Кри­вые ятаганы, дамасские сабли... сколько тут еще сокровищ! Как бы не опоздать к обеду в посольство. Иван Константино­вич откладывает понравившийся ему клинок, обещая зайти завтра. Голова кружится от обилия впечатлений. Понимая, что клиент уходит, турок дружелюбно предлагает бесплат­ но выпить чашечку кофе или отведать холодной родниковой воды, которую только что принес в изящном кувшине мальчик-водонос. Жарко, как не принять приглашение, но долго нельзя рассиживаться, и пообещав вернуться, художник торопится туда, где звучит какая-то музыкальная какофония. Должно быть, одновременно играют разные мелодии приглашенные по случаю музыканты. Невольничий рынок. Его можно узнать по развешенным у самых ворот клеткам, в которых ждут часа освобождения певчие птицы. Обычай гласит — сторговал себе рабыню — будь человеком, купи и птицу. Девушка обретает комнату с изящной решеткой на окнах, а птица — вот счаст­ливица — птица получает свободу.

Айвазовский покупает несколько птиц и отпускает их в небо.

Многие иностранцы ходят в секретные дома, в которых им за умеренную плату показывают похищенную где-то пре­красную принцессу. Девушка хороша собой и плохо говорит по-турецки. Любовь принцессы — дорогое, но изысканное удовольствие, но художник принципиально не ходит по таким домам. К чему ему принцессы, чья продажная любовь не вы­зывает в нем ни сочувствия, ни тем более душевного трепета? Для чего невольницы с их страхом, ненавистью и печалью? Тем не менее он ходит по рынку, запоминая, впитывая, за­рисовывая в блокнот, пока строгие стражники не начинают гнать его прочь.

Он посещает бани — ни в одной стране мира нет таких бань, как в Турции. Необыкновенное изысканное удовольствие. Его намыливают, разложив на большом мраморном столе, масси­руя каждую мышцу, каждый суставчик, по телу разливается приятное тепло. Горячая вода сменяется ледяной, потом снова горячей. На ноги ему надевают деревянные котурны, на голову чалму. После мыльной самое время распарить косточки в ком­ нате с паром и благовониями, потом новый массаж с одуряю­щими дивно пахнущими маслами. Расслабление такое, лежал бы и лежал, но банщики уже снова поднимают его, ведут или, может быть, несут, во всяком случае, он не чувствует ног, на веранду, где бьют фонтанчики и цветут цветы. Кто-то приносит кофе, а он, возрожденный и счастливый, лежит себе не думая больше ни о чем, а только наслаждаясь до этого неизвестными новыми гранями жизни.

Иван Константинович посещает целебные источники, вновь пробуя вонючую воду и вспоминая Италию. Поход к источ­никам — еще одно развлечение турок. Семейное развлечение. Многие турки берут с собой целый гарем, мирно отдыхая на природе, в то время как их жены ждут в специальных закрытых повозках, лакомясь фруктами и сластями, которые по перво­му зову приносят им разносчики. Гаремы на выезде охраняют мрачные охранники — ответственный пост. Чуть зазеваешься, как какой-то проходимец вдруг ни с того ни с сего возьмет да и уставится на повозки или, еще хуже, на вышедших размять ножки жен господина. С одной стороны, разглядеть что-либо под темными покровами невозможно, но стыд господину, если на его имущество вот так пялятся. Да и женщины, особенно те, кто уже по несколько лет живут в гареме, обычно не робкого десятка — одна попросила принести себе покурить и теперь тянет сладковатый дым через жасминовый чубук, нет-нет да и приоткрывая лицо — зараза. Другая решила посидеть в тенечке на специально постеленном для нее ковре, добро бы просто си­ дела, а она возьми да и попроси принести ей воды, как будто бы в повозке не судьба ту же воду пить. Опять же стыд — с одной стороны, цыкни на нахалку, чтобы хоть отворачивалась, когда чашу к устам сахарным подносит, приподнимая паранджу, ты цыкнешь на нее, даже не цыкнешь, а зыркнешь выразительно, а она потом наговорит, что ей в жару воды испить бедняжке не дали. Третья... на личико чистая мегера, но туда же... а тут еще неведомо откуда взявшийся иностранец пристроился ри­совать в блокноте то ли деревья, то ли жен господина. Тяжело охранять гарем.

Очарованный гением Айвазовского, султан пожаловал ему знаки ордена Османье 2-й степени и заказал новые морские виды. Еще заказы поступили от сотрудников посольства и ту­ рецкой знати, благодаря чему Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член... оказался букваль­ но завален работой, шутка сказать, султан практически выбрал весь имеющийся в наличие запас художника, а надо было еще подготовиться к новой выставке, ожидались заказы от госуда­ря. Последняя картина Айвазовского, которую он поднес им­ператору в Ливадии, картина с бомбардировкой Севастополя, Александр Павлович подарил в Севастопольский музей, так что теперь можно было ожидать заказов еще и оттуда.

За зиму художник полностью справляется с заказами сул­ тана, сразу по написании отправляя их в Константинополь, и уже 22 декабря Айвазовский шлет две картины для русского посланника в Турции Николая Павловича Игнатьева, с кото­рым сдружился во время своего пребывания в Константино­поле. В марте дарит ему же картину с видом Константинопля. И в мае делится с посланником планами — послать ко двору султана пешкеш (дар) от русского художника — две картины: вид Петербурга с Невы летом и вид Москвы зимою. В том же письме Айвазовский делится своим негативным впечатлени­ ем, возникшими относительно архитектора Саркиса Паляна (Серкисбея), стараниями которого Иван Константинович был, собственно, принят при дворе султана Абдул-Азиза: «Серкис-бей, хотя и весьма был любезен постоянно, но в некоторых случаях его действия были весьма странные. Как я заметил, картины мои для него были средством в его делах; (он) дарил их не только от своего имени, но и от меня лицам, которых я и не знаю, например, бывшему визиру и другим. Мне было весьма неприятно иметь вид, как бы я заискивал у этих людей. При­ знаюсь, ежели бы мне пришлось еще раз поехать в Стамбул, то просил бы Ваше высокопревосходительство приютить меня в посольском доме (какой-нибудь уголок)».

Втом же письме Айвазовский намекает на устное пригла­шение султана приехать еще раз в Константинополь летом и пишет, что не воспользуется этим приглашением, пока не до­ ждется второго. Иными словами, он более чем заинтересован сотрудничать с Турцией. Султан и его приближенные оказа­лись предсказуемо выгодными заказчиками для Айвазовского, одному только Абдул-Азизу за год он написал 25 полотен. Кроме того, природа и архитектура Турции с первого взгляда поразили воображение Айвазовского, ему было просто необ­ ходимо запечатлеть намеченные им в прошлые приезды виды, ездить по стране, смотреть и находить новые.

Практически все картины, направляемые ко двору султа­на или его придворных, Айвазовский пересылает через Сева­стополь на пароходе «Wladimir», с капитаном которого он сдружился, постоянно пользуясь этим каналом доставки. Как уже повелось, доставкой картин занимается племянник Левон, благодаря чему Иван Константинович вновь ощущает себя человеком семейным. Сейчас племянник, а придет срок, и до­чери либо вернутся в его дом, либо подарят ему долгожданных внуков, которые разделят страсть деда к рисованию. Жизнь же не может только отбирать, пройдет холодная зима и наста­ нет полная надежд весна, а за ней знойное благодатное лето. Айвазовский будет взращивать поросль новых художников, и осенью они принесут долгожданные плоды. Главное, правиль­но возделывать свой сад, наблюдать за природой, и та ответит на все самые сложные вопросы. Главное — верить.

Но планы планами, а поездка в Турцию так и не состоялась. Летом Айвазовский живет и работает в имении в Шейх-Мамай, куда когда-то сразу же после венчания привозил свою очаро­вательную жену — Юлию. Как же давно это было. Деревья во­ круг дома заметно подросли, цветущие кустарники сделались гуще, разрослись посаженные бывшей супругой розы. Каждый день прислуга ставит на стол в гостиной свежий букет цветов, в доме пахнет выпечкой, деревянные полы сверкают, натертые мастикой на воске, но... художник прекрасно понимает, что весь этот внешний лоск не скрывает, а пожалуй, делает более пронзительным и болезненным его одиночество. Он планирует очередную выставку в Петербурге, куда намеревается хотя бы ненадолго заехать зимой. В Академии с самой весны ждут его медаль и диплом Венской выставки, которые он покорнейше просит передать статскому советнику Александру Яковлевичу Коротковичу-Начевному, с которым у Айвазовского назначена встреча, сам же не трогается с места.

Иван Константинович как обычно щедр и внимателен, теперь, после титанической работы на властелина Турции, он пишет оче­редную бурю, картину большого размера, которую намерен по­ дарить Академии, приложив к подарку еще несколько небольших картин, вместе с которыми можно будет организовать выставку в Академии. При этом Айвазовский оставляет за академическим начальством право выбора: либо сделать выставку бесплатной, либо взимать плату, но затем всю собранную сумму отдать нуж­ дающимся академистам, а также в пользу вдов художников.

В конце октября 1875 года попути в Петербург Айвазовский заезжает в Одессу, где давно уже поселились Юлия с Жанной и две их вышедшие замуж дочери, повод более чем достойный — на сносях старшая дочь Ивана Константиновича Елена.

И вот он уже в доме зятя — врача одесской городской боль­ницы, Пелопида Саввича Латри, где собралась уже почти вся семья. Навстречу отцу выходит Мариам с полуторагодовалой Юленькой — внучкой Айвазовского, которую тот видел еще младенцем. Как же много он упускает — живя бобылем в сво­ ей Феодосии. Словил первую улыбку малышки, а вот когда на ножки встала, и не заметил. А сколько еще пропустит?! Но Айва­зовский не любит признавать свою неправоту, он же приготовил для дочерей имения — да не просто дома — дворцы персидских царевен. Отчего же те отказываются переезжать в приготовлен­ ные отцом уютные гнездышки и упорно вьют свои?

31 октября дочь Елена подарит ему первого внука Михаила. Именно подарит, потому что всего через три года знамени­ тый дедушка увезет малыша в Феодосию, где станет учить его живописи. Михаил Пелопидович Латри, по настоянию своего деда, будет учиться в Петербургской Академии художеств в пейзажном классе профессора Архипа Куинджи, чтобы в ре­зультате сделаться известным художником по керамике. Но все это еще не скоро, с появлением внука перед Айвазовским откроются новые просторы деятельности, когда он снова будет чувствовать себя нужным, забегая вперед, скажу, что Елена родит еще двоих детей — дочь Софию и сына Александра.

Александр Латвии — единственный внук Айвазовского, ко­торому с благословения Николая II будет позволено носить фамилию своего великого деда.

Из Одессы Айвазовский уезжает, переполненный радост­ными предчувствиями и надеждами. Он снова был со своей семьей, точнее со своими дочерьми, держал на руках перво­ го внука и собственными глазами видел округлившийся стан Мариам, по словам зятя Вильгельма Львовича Ганзена, родов можно ожидать в январе следующего года. Юлия думала, что отомстила ему, выдав дочерей замуж за иностранцев, но она не предполагала, что он поладит и с зятьями, да еще и уговорит младшую Жанну приехать погостить в Феодосию. Но тут не стоит торопиться, жизнь начала налаживаться и постепенно войдет в свою колею. Главное теперь — не дергать, не настаи­вать, не выказывать спесь и характер.

Сам Иван Константинович как обычно в трудах и заботах, добравшись до Петербурга, пишет картины для выставок в Вене и Мюнхене, готовится к очередному путешествию, на этот раз через Константинополь. Собирается писать автопортрет для галереи П.М. Третьякова, по его просьбе.

В декабре 1875 года Айвазовский открывает в столице вы­ ставку своих работ и весной посещает также приехавшую в Петербург Юлию. Узнав, что врач настоятельно рекомендует супруге сменить климат, Иван Константинович предлагает ей немедленно ехать вместе с ним в Феодосию, с тем, чтобы осенью отправиться во Италию. Она вынуждена принять эту более чем своевременную помощь, взяв вместе с собой млад­шую дочь, семнадцатилетнюю Жанну. Девочке нравится Крым, ей приятно то уважение, которое феодосийцы неизменно ока­зывают ее отцу, но больше всего окрыляет ее первая любовь. Друзья Айвазовского — семья армян Лазаревых, проживаю­щая в основном в Москве и приезжающая на лето в Феодосию, принимает юную Жанну как маленькую принцессу, девочка тут же влюбляется в младшего сына Христофора Якимовича — Ивана.

В середине октября Айвазовский везет Юлию и Жанну на пароходе в Италию, сначала Флоренция, затем Ницца и оттуда как особо припасенный подарок, понятный им обоим — Фран­ция, любимый Юлией Париж. Три месяца беззаботной жизни в мягком подходящем ей климате благотворно сказались на здоровье Юлии, но никак не повлияли на лед в их с супругом отношениях.

Давно уставший от неестественной для него холостяцкой жизни Айвазовский надеялся, что они смогут начать все за­ ново, но ничего не получилось, Юлия с радостью посещала вместе с ним выставки и светские приемы, гордясь талантли­вым мужем и очаровательной дочерью, но сам Айвазовский приехал в Италию не столько для того, чтобы быть с супругой и дочерью. Для него Италия — мастерская, в которой он трудится дни и ночи напролет. Поэтому как обычно предоставив женщин самим себе, он уходил с этюдником куда-нибудь на набережную или берег моря, где с упоением рисовал. Когда же Иван Константинович все же оказывался дома, он отдавал свое свободное время всем, кто желал встретиться с великим художником, попросив его о помощи, заказав новую картину, кто приходил взять интервью для газеты... да и просто пооб­щаться. Находясь во Флоренции 1876 года, например, он при­ нимает у себя попечителей учебных заведений из Евпатории.

Дуван и Тонгур «...оба они вместе с тем являются членами Совета женской гимназии. Они имеют обе медали, а теперь желали бы получить св. Станислава 3-й степени. Так, кажет­ ся, и представлены попечителем Одесского учебного округа. Ежели они будут удостоены этой награды, то можно ожидать от них много материальной помощи для училища, так как оба они очень богаты».

Как и следовало ожидать, осознав, что муженек ни на но­готь не изменился, Юлия дала Ивану Константиновичу понять, что не считает возможным вернуться к нему, чтобы жить по-старому.

Поэтому в апреле 1977 года Айвазовский вновь пишет в Эчмиадзин, прося, наконец, развести его с супругой. Через месяц Синод удовлетворит его прошение.

Хотела ли Юлия снова соединить свою жизнь с Айва­зовским? Или просто рассчитывала проехаться за границу за его счет? — За границу на его деньги она ездила неоднократ­но. Иван Константинович зарабатывал, наверное, лучше, чем кто-либо из современных ему художников, и содержал беглую семью. Несомненно, она надеялась, что произошло чудо, и, по­ старев, Айвазовский сделается мягче. Ведь теперь у них были не только дети, но и внуки. Семья разрослась, и, наверное, было бы приличнее, если бы бабушка и дедушка снова жили вместе, как в добрые старые времена.

2 февраля 1876 года в Одессе у их дочери Елены появляет­ся сын — второй внук Айвазовского российский художник- маринист Алексей Васильевич Ганзен. Он получит блестящее образование в Новороссийском университете города Одесса, окончив юридический факультет.

Живописи его будут обучать К. Зальцман, П. Мейергейм в Германии, затем в Париже Э. Робер-Флёри и Ж. Лефевр. А.В. Ганзен закончит Берлинскую и Дрезденскую Академии изящных искусств, войдет в Международную Ассоциацию акварелистов, Ассоциацию гравюры, Русское общество ху­дожников в Париже, станет членом общества «Товарищество художников».

Семь лет своей жизни Алексей Васильевич отдаст граждан­ ской службе в Ведомстве учреждений императрицы Марии, унаследует за дедом должность художника Главного морского штаба России. Будет приобретать картины русских и европей­ских художников и даже откроет галерею в Одессе, которая прослужит семь лет (1910—1917), и еще он будет почетным членом Попечительств детских приютов.

Всего у Ивана Константиновича Айвазовского было семь внуков и трое внучек:

Как было сказано выше, старшая дочь Айвазовского Елена, выйдя замуж за Пеолопида Латри, произвела на свет Михаи­ ла и Александра Латри (последний получит фамилию Айвазовский Айвазовский Иван Константинович Айвазовский Иван Константинович [1817—1900] Великий русский живописец, маринист, мастер батальной картины. В 1833-37 годах учился в Академии Художеств у  и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 года академик, с 1847 года профессор, с 1887 года почетный член...), а также дочь Софию Латри. София была дважды замужем, в первом замужестве ее муж носил фамилию Но­восельский, в этом браке она родила дочь Ольгу, вышедшую замуж за Стефана Асфорда Сенфорда. После Новосельского Софья вышла замуж за князя Иверико Давидовича Микеладзе и родила вторую дочь — Гаяне Микеладзе, более известную как актриса кино Мики Иверия.

Мария (Мариам) Айвазовская вышла замуж за Виль­ гельма Львовича Ганзена. Старшая дочь Юлия — сведений относительно семьи нет. Сын Алексей Васильевич Ганзен — художник-маринист. Женился на Олимпиаде Васильевой, де­ тей не было.

Александра, третья дочь Айвазовского, вышла за Михаила Аампси. Их дети: Николай Лампси с 1907 по 1909 год — дирек­ тор Картинной галереи в Феодосии, женился на Лидии Соломе. Их дети: Михаил, Ирина, Татьяна.

Второй сын Александры Ивановны, Иван Лампси, — све­дений о женах и детях нет.

И наконец, младшая дочь Айвазовского Жанна, в браке Арцеулова, родит трех детей: Елену, Николая и Константина. Константин Арцеулов появится на свет в 29.05.1891 года, до девяти лет он будет жить у своего деда в Феодосии, где по­ лучит свои первые уроки рисования. Позже мир узнает его как русского пилота и художника-иллюстратора. Он примет участие в Первой мировой войне, проведет 18 воздушных боев, в 1933 году его назовут заслуженным летчиком СССР и поч­ ти сразу же репрессируют, чтобы реабилитировать, вот ведь странности истории в 1937 году. Он будет иллюстрировать журналы «Крылья Родины», «Юный техник», «Техника — молодежи». Но все это будет многим позже. Константин Константинович Арцеулов умрет в 1980 году, а пока что у нас 1876—1877 годы, не будем же забегать вперед. И заранее от­крывать нашему герою то, что произойдет с ним и его семьей в грядущем.