Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927]

  • Страница №5
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7

Б.М. Кустодиев. 1966. Автор: Л. Мочалов

 

М.Г. Эткинд справедливо называет процесс создания Кустодиевым Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем... картины импровизацией. Задумывая картину в основных чертах, художник не предрешал ее деталей. Он оставлял место для наития. И его композиции в процессе работы постоянно видоизменялись, обогащались подробностями. Нередко от Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем... можно было услышать: «Пока вас не было, тут извозчик приехал». Жизнь, творимая воображением художника, словно бы не находит себе покоя и завершения в картине. Отсюда, между прочим, возникает и множество вариантов излюбленных кустодиевских мотивов: маслениц, гуляний, праздников и т. д.

То, что изображает художник, не замыкается рамой, не исчерпывается в пределах холста. В своих рисунках Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем... постоянно подклеивал края листа бумаги, так как его композиция «не хотела подчиняться» заранее данному формату. Художник ощущает жизнь «изобретающей» все новые и новые формы и распространяющейся бесконечно. Вместе с тем жизнь интересна художнику всюду — «в каждой точке». Полотна Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем..., особенно такие, как «МасленицаКустодиев Б. М. Зима. Масленичное гуляньеЗима. Масленичное гулянье. 1919Холст, масло., 88 x 105Государственный Русский музей» (1919) или «Зима. Масленичное гулянье» (1921) содержат в себе множество фрагментов, которые вполне могут сойти за самостоятельные картины мастера. В этом нельзя не заметить сходства с Брейгелем, а также с другими нидерландскими и голландскими живописцами, которых, кстати сказать, Кустодиев очень любил. Живописец ценит все непреднамеренное, непроизвольно увиденное. Он открывает прелесть случайностей, которые в своей совокупности образуют, однако, закономерно построенную композицию. Особенность картин Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем... состоит в том, что их частности  воспринимаются  последовательно,  а  общее — сразу. Здесь опять-таки приходит на память Брейгель и другие мастера нидерландской живописи.

При всей своей жизненности композиция произведений Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем... остается, конечно, сочиненной. В этом сочинении активно участвует творческая воля художника. Он ценит и использует случайности натуры, но не идет у них на поводу. Его мышление остается синтетичным, обобщающим. И не случайно в работах импрессионистов Кустодиеву Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем... виделось пренебрежение к композиции.

Вообще, несмотря на то, что художник знал и высоко ценил импрессионистов, их творческий метод «не подходил» ему, так как не давал возможности «сгустить» образ воспоминаний. Синтетичность воспоминаний основывается на отвлечении от многих несущественных признаков конкретного. Наша память «не удерживает» всех полутонов, всех тонких цветовых градаций и переходов, присущих натуре. С другой стороны, образ натуры преображается фантазией художника. Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем... в своем воображении видел жизнь ярко и, может быть, упрощенно по цвету. Импрессионизм со своей вибрацией света и цвета не мог дать кусто-диевским «реальным снам» определенности.

Метод Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем... в известном смысле противоположен методу импрессионистов. Импрессионисты исходили от непосредственного ощущения натуры. Их кредо — «впечатление». Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем... идет от воображаемого образа и лишь поверяет его натурой. «Все мои картины,— говорил художник, — сплошная иллюзия!» При этом он пояснял: «Мои картины я никогда не пишу с натуры, это все плод моего воображения, фантазии. Они производят впечатление действительной жизни, которую, однако, я сам никогда не видел и которая не существовала».

Вместе с тем, все дальше и дальше отстраняемый своей болезнью от реальной жизни, художник жадно цеплялся за каждую возможность сделать этюд с натуры. Несмотря на огромность запасов своей зрительной памяти, он постоянно мечтал о подкреплении своей памяти впечатлениями действительности. Этюды были для его творческого воображения необходимым питанием. «Знать натуру, чтобы свободно работать без натуры» — так можно сформулировать принцип художника. «Реалистическая подпочва» (удачное определение К. Ф. Юона Юон Константин Федорович Юон Константин Федорович [1875—1958] Русский и советский живописец. Действительный член Академии художеств СССР (с 1947). Народный художник СССР (с 1950). Пожизненный член Осеннего Салона, член Союза русских художников (с 1903), Ассоциации художников революционной России (с 1925). Участник...) искусства Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем... проявляется в его отношении к форме. Давая советы своему сыну, К.Б. Кустодиеву, художник писал: «Краска может быть такой, как ты хочешь, то есть декоративной, натуралистической, условной и т. д., то есть такой, какую ты хочешь видеть. С формой же предмета — будь то машина, человек, животное — распоряжаться так свободно, как с цветом, нельзя».

Творчество самого художника всецело подтверждает эти слова. Форма (рисунок) в его произведениях в большей степени связана с натурой; цвет (живопись) — с творческой фантазией. Сплав этих двух начал и делает столь реальными «сны» художника. Разумеется, и в рисунке Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем... что-то подчеркивает, заостряет, доходя подчас почти до гротеска. Он великолепно чувствует выразительность линии, силуэта. (Вспомним хотя бы «КрасавицуКустодиев Б. М. КрасавицаКрасавица. 1915Холст, масло., 141 x 185Государственная Третьяковская галерея» или портрет Ф.И.ШаляпинаКустодиев Б. М. Портрет Ф.И.ШаляпинаПортрет Ф.И.Шаляпина. 1922Холст, масло., 99 x 80Государственный Русский музей). Именно поэтому кустодиевский рисунок — при всей своей точности — органически объединяется с его живописью. Поскольку художник воссоздает образы своего воображения, его картины повышенно декоративны. Изображая столь желанную и все более трудно доступную жизнь, он достигает необычайной яркости красочного зрелища. Не только рисунок, но краски кустодиевских картин можно было бы назвать утрированными. И в форме, и в колорите художник ищет максимально характерное. Для него, как мы видели, не существует эстетически низкого или высокого. Для него интересно все то, что выражает колорит русской жизни, русского быта. Эстетика характерного позволяет превращать некрасоту, встречающуюся в жизни, в красоту-искусства. Аляповатые вывески, безвкусные обои, бумажные цветы в вазе и т.д. и т.п. — не просто натура, «вставленная» в холст. Это — неповторимые признаки реальности, дающие ей специфический аромат. Передача «плоти» вещей мало занимает живописца. Предмет интересует его в меру своей характерности.

Совокупность идейных и эстетических принципов художника определяет его индивидуальный стиль. В основе стиля Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем... особенности его обобщения, его синтеза. Мы говорим о «кустодиевских женщинах», о «кустодиевской провинции», о «кустодиевской зиме, осени». Мы говорим о кустодиевских типах. Живописец отлично знал черты людей различных сословий и умел необыкновенно комически передразнивать их повадки. М. Г. Эткинд правильно отмечает: «.. .художника привлекают не индивидуальные черты его героев, а общие, характерные для большого ряда людей, для целого слоя населения...»

Кустодиевские образы и людей, и быта, и природы —собирательные. Художник говорил, например, о типе купца и окружающей его обстановке: «Купец этот уже ушел, его нет, но он как бы канонизирован, он уже вылитый образ, и нужна какая-то икона, канон этого быта и этого купца». В процессе обобщения жизненных впечатлений Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем... свободно совмещает деревья невских островов с домами волжской провинции. И наоборот, в пейзаж, типичный для провинциального города средней России, с ее холмами и оврагами, он вписывает Введенскую церковь, которую ежедневно видел из своего окна в доме на Петроградской стороне. Синтетичность творческого мышления художника определила его тягу к монументальной живописи. Он мечтал расписать фресками целые версты стенных пространств. Он ожидал больших и увлекательных заказов, но таких заказов не было...

Однако и в станковой живописи кустодиевские принципы обобщения проявились достаточно полно и ярко. Художник развернул перед нами целую страницу национальной жизни, с ее типами и обычаями. Вместе с тем он создал свой, кустодиевский мир. Его творческое мышление всегда особенно. Для него неприемлемо повторение уже сказанного, то же самое можно сказать о многих кустодиевских типах. Разумеется, мера условности в разных видах искусства — различная.

Увлечение народной игрушкой, лубком связывается с интересом Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем... к кукольному театру. Это вполне понятно. Именно в куклах
типологическая характерность доведена до предельной остроты. Гротеск здесь проявляется в чистом виде. Когда однажды Кустодиеву Кустодиев Борис Михайлович Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем... предложили принять участие в работе кукольного театра и принесли несколько марионеток, он играл с ними, как ребенок. Мир кукол, игрушек был близок детской душе художника. Обостренно восприимчивая ко всему яркому, нарядному, праздничному, она искренне радовалась щедрой красочной пестроте народного искусства. Иначе и не могло быть. Ведь народ в своем творчестве — и особенно в изобразительном — сохраняет свежесть и непосредственность детского восприятия. Не случайно на
родные сказки часто становятся сказками для детей, а народные «примитивы» напоминают рисунки ребят.