Богатство братских культур. -0001. Автор: И. Соктоева
Выставка произведений художников автономных республик, округов и областей Российской Федерации, экспонировавшаяся к Центральном выставочном зале Москвы в августе—сентябре минувшего года, стала событием культурной жизни. Сравнительно с первым вернисажем такого рода, состоявшимся в 1971 году, новая экспозиция с большей полнотой охватывала творчество пародов и народностей, населяющих обширную российскую территорию от Крайнего Севера, Европы и Азии до Кавказа, Саяно-Алтай-ского нагорья, Приамурья и побережья Тихого океана. На ней впервые показали свои произведения художники и народные умельцы, проживающие в национальных округах и областях, входящих в состав России наряду с автономными республиками. Естественно, что участие в таком представительном смотре явилось для них знаменательным событием. Думается, и в целом выставка могла бы стать привычно праздничной по общему эмоциональному настрою, если бы не происходящие в нашей стране перемены.
На новом историческом этапе, переломном во многих отношениях, уже бесцельно прежнее безмятежное перечисление успехов, достигнутых в том или ином виде искусства, как это нередко бывало в прежние времена. С непроизвольной резкостью оттеняются теперь недостатки и просчеты и не только чисто творческие, но и структурно-организационные, касающиеся и данного мероприятия, и постановки конкретных моментов в проведении общекультурного дела по всей стране. Например, очень наглядным оказался тот факт, что статус автономной республики в значительно большей степени благоприятствует развитию национальных культур, чем это имеет место в национально-территориальных округах или областях, где интерес к художественному творчеству зависит в основном от личного вклада отдельных энтузиастов. Забота же о сохранения и эффективном поддержании традиционных народных промыслов в государственном масштабе пока что явно недостаточна. Отсюда пестрота и неоднородность экспонатов, усиленные еще стихийностью их отбора, отсутствием единой выставочной концепции. При всем этом рассматриваемая выставка по содержанию и форме подачи заложенного в ней жизненного материала оказалась очень своевременной. Она по-своему отразила некоторые острые проблемы сегодняшнего дня. Но главное ее достоинство заключается в том, что невольное сопоставление традиций и современности в народных художественных культурах вызывает необходимость новых подходов к их диалектической взаимосвязи. Это требует более сложного отношения к исконным представлениям, обычаям, взглядам и воззрениям, вобравшим в себя опыт неисчислимых поколений людей. Что касается современного профессионального искусства, то. как показывает выставка, в нем и по сей день сильны унифицирующие тенденции. усреднение художественного мышления. И если отдельным мастерам резца и кисти удается выразить национальную характерность поиска, свою творческую индивидуальность, то чаще всего это происходит через преодоление усвоенных стереотипов образовательной системы, функционирующей в учебных заведениях страны. Правда, необходимо учитывать и закономерное тяготение самих национальных кадров к русскому и мировому реалистическому искусству, с тем чтобы на следующей стадии своего развития, слив воедино технико-исполнительские и образно-выразительные средства и приемы, полученные от разных школ, воплотить собственное современное видение мира. Так что круг проблем, наметившихся на материале выставки, достаточно широк. Все они требуют самок серьезной их постановки, специального исследования. В настоящем кратком обзоре экспозиции можно лишь затронуть отдельные его аспекты.
Предпринимавшиеся на протяжении нескольких десятилетий меры по сохранению и развитию очагов художественного ремесла привели к некоторому оживлению деятельности народных умельцев. Теперь декоративное творчество народов — уже не экзотический придаток к выставке, а один из главных компонентов, во многом определяющий значительность ее образного содержания, хронологическую масштабность. Так, во вводном зале экспозиции на равных произведения станковой живописи и скульптуры перемежались с бытовыми предметами — настенными коврамп из отливающей золотистым светом нерпичьей шкуры и оленьей меховой мозаики с изображением солнечных кругов, берестяными туесками и гобеленом из конского волоса с размашистым узором байкальской волны... Все это сразу создавало особую атмосферу эпического настроя, неторопливых размышлений о ценностных основах народного бытия.