Богатство братских культур. -0001. Автор: И. Соктоева
На стендах и витринах других разделов можно было видеть великолепные образцы шитья, вышивки а аппликации из меха, ровдуги, замши и рыбьей кожи ульчеких, нанайских ненецких, корякских народных мастериц, чукотскую резьбу и гравировку по моржовому клыку и челюсти кита, ханты-мансийские и ненецкие изделия из дерева, бересты, щепы и стружки. Представители малочисленных народностей сохранили навыки труда и ремесел, уходящих своими корнями в глубь веков. Неразрывно связанные с окружающей природой, они воспринимают мир в его целостности, слитности различных проявлений. Отсюда трепетно-бережное отношение к природным материалам, из которых шьется одежда, изготовляется утварь, отсюда смысловая наполненность форм и узоров.
И все же состояние традиционного искусства не может не вызвать раздумий о сложности судеб различных этнических групп, изначальную историю которых мы так плохо знаем, а между тем это искусство навсегда уходит из жизни. Ведь создание уникальных выставочных образцов — это далеко не та почва, которая когда-то одухотворяла полнокровное развитие народного художественного творчества.
На сегодняшний день встает задача по-новому отнестись к традиционным ремеслам. Ведь они потому и традицпонны, что основывались на ас-пользовании трудового опыта народов, местных сырьевых ресурсов, с учетом природных и климатических условии, соответствовали потребностям люден, их складывавшимся на протяжении столетий эстетическим воззрениям и художественным вкусам. Может быть, в решении этой серьезнейшей задачи помогут специализированные выставки, более тщательно подготовленные и продуманные по всем параметрам.
Разумеется, искусство автономий не может быть рассмотрено вне общего русла, всего советского искусства, с его основными вехами, творческими тенденциями, характеризующими тот или иной этап его становления и развития, с теми противоречиями, которые теперь начинают преодолеваться более иди менее успешно. Чем крупнее творческие союзы, чем ближе они к столице, тем более тесно они взаимосвязаны с центром и между собою.
Следует подчеркнуть общность того интереса, который проявляют все народы и народности к собственным художественным традициям, к своему историческому наследию. Этим объясняется распространенность сюжетов и мотивов, связанных с традиционными спортивными состязаниями, со старинным свадебным ритуалом, создание обобщенных типов той или иной народности, внимание к декоративным деталям быта и костюма, к памятникам национальной архитектуры и археологии. В книжной графике повсеместно иллюстрируются народные сказки и притчи, героический эпос, сказания и легенды, классические произведения национальных литератур. При этом широко используются орнаментальные мотивы и композиционные приемы народного декоративного творчества. Тем не менее национальное своеобразие современного искусства проявляется весьма расплывчато. Требуется очень пристальное вглядывание в особенности художественных произведений национальных автономий.
«Алфавитное» построение (от Башкирии до Якутии) основных экспозиционных разделов выставки, на наш взгляд, затрудняло ее осмысление, выявление тех признаков, которые бы объединяли народности в какие-либо культурные общности, и уже в этих пределах выделялись бы их локальные этнические различия.
Поэтому есть смысл рассмотреть искусство по его региональным блокам: Поволжья и примыкающего к нему Приуралья, Севера и Северного Кавказа, расположенных в Европейской части страны, а также Алтая, Сибири и Дальнего Востока.
И отталкиваясь от географической близости целого ряда национальных образований, интересно проследить направление тех перекрестных линий, по которым связаны те или иные народности между собой. Тогда, например, будет очевидной историческая близость культуры татар и башкиров как тгор-коязычных народностей (в прошлом мусульман по своим верованиям). Якуты — тоже тгоркоязычный народ, но уже давно оторвались от своих корней, связав свою жизнь с далеким сибирским Севером. А такие народности, как чуваши, удмурты, мари и мордва, родственны карелам своим угро-финским происхождением. Монголоязыч-пые калмыки в своем культурном наследии имеют много общего с бурятами, хотя они и разделены территориально огромным расстоянием. А у народов Кавказа тесно переплетаются между собой ветви тюркоязычного и ираноязычного населения. Таковы довольно сложные историко-культурные истоки, по которым можно еще различать некоторые национальные особенности и современных этносов.